«Енші беру» — одна из самых древнейших казахских традиций. И сегодня, обращаясь к родственникам или знакомым, у кого есть взрослые дети, казахи спрашивают: «Ұлыңның еншісін бердің бе?» (Выделили ли вы сыну причитающуюся ему часть наследства?»).
Слово «енші» произошло от слова «ен» — метка, что означает отделиться от родительского дома, иметь свою метку, то есть свой дом, живность, утварь и так далее.
Енші – это часть наследия, которое полагается каждому из детей
У этого слова есть и еще одно значение – доля. О енші беру родители объявляют тогда, когда уверены, что их наследник уже может жить самостоятельно.
О своем решении глава прилюдно оповещает родственников, приглашая их на дастархан с достойным угощением. После трапезы он торжественно объявлял об отделении старшего или другого сына, определяя объем надела.
Такое извещение всегда принималось с одобрением, так как свидетельствовало и о материальном статусе отца, и о зрелости сына-наследника и подобающем чувстве его ответственности.
Согласно традициям, минимальный размер еншi устанавливался в соответствии с обычным правом казахов и с учетом интереса других сыновей, которым в свое время тоже нужно будет дать еншi.
Отныне весь выделенный для отдельного дома скот получал новую метку — ен
Такой тамгой метили не только скот, но и художественные произведения семьи, рода и племени.
Отделившийся мужчина лишь слегка видеоизменял тамгу, что указывало на его причастность к клану
И лишь младший сын копировал отцовскую. Родственники оказывали новой семье посильную помощь живностью, вещами, предметами убранства юрты, посудой.
Чтобы доказать людям свою самостоятельность, отделившийся сын старался принимать гостей достойным угощением.
Младший в семье всегда наследовал дом и все, что оставалось после отца
При отсутствии должного материального достатка, если отец не мог выделить еншi, должен был уплатить калым за невесту сына.
«Никто не плакал вслух, но все плакали про себя…» — история о традиции «Ет асату»
Бывали случаи, когда и приемному сыну давали еншi. Для того чтобы в будущем опередить всевозможные осложнения в вопросе наследования, приемный отец своевременно приглашал гостей на праздничное угощение.
После объявления приемного сына наследником он одаривал всех присутствующих подарками
Если родители по каким-то причинам не спешили дать еншi, дети сами требовали отделения. Тогда отец вынужден был отдать им полагающуюся часть наследства.
Становление традиции «Енші беру» можно проследить в древнем народном казахском литературном наследии, где есть немало упоминаний об этой традиции. Например, в казахском народном эпосе «Кобланды батыр» есть такие строки:
Арыстан туған Қобыланды –
Қазнадан қамқа киеді.
Өзімнің еншім болсын деп,
Тобылғы меңді торы атты
Енші қылып мінеді.
. . .
Кобланды, рожденный сильным, как лев,
Из казны богатый наряд надев,
Будет моим еншi, сказавши,
Цвета таволги меткой на лбу,
Выбрал коня, сел на свой еншi.
(перевод с казахского Б. Оспан — прим. ред.).
Традиция «Енші беру» прошла своеобразный путь становления. Об этом свидетельствует эпизод из того же эпоса, когда зять спросил тестя о размере наследства, который тот приготовил для него.
На что получает своеобразный ответ:
Қобланды бала келеді.
Көктімге сәлем береді:
«Еншісін бөліп Құртқаңа,
Бәрін де беріп жатырсың,
Бергенің маған не?» – дейді.
Көктім аймақ атасы:
«Шырағым балам, кел! – дейді.
Бергенім саған біл, – дейді,
Төбеңде тұрған төрт бұлыт
Еншің, балам, сол, – дейді.
Жаз, болса шығар күн жақтан,
Қыс болса, шығар жел жақтан,
Жау келсе, түсер жау жақтан
Шырағым, балам, сен, – дейді,
Тапсырдым сені соған, – деп,
Енді атыңа мін, – дейді.»
. . .
Кобланды с поклоном привстал
Перед ханом-отцом, говоря:
«Щедро ты одарил свою дочь,
О моей не забыл ты жене,
Почему же ты забыл обо мне?».
«Сын мой, свет мой, – сказал Коктим, –
Подойди сюда, поглядим
На дары, что достались тебе.
Видишь в небе долю свою?
Я четыре тучи даю,
Сын мой, свет мой, в подарок тебе
В светлый день с востока придут,
В зиму с севера налетят,
А когда враги нападут,
О врагах они возвестят.
Поручил я тебя четырем,
О покое заботясь твоем».
(перевод с казахского С. Липкина — прим. ред.).
«Енші беру» среди народных традиций занимает незыблемое место. Свидетелями этого обряда часто можно стать и в наши дни. Иногда это происходит без объявления о «Енші беру», во время тоя, когда женится сын.