События в Турции заставили казахстанцев понервничать — возможно, тенге тоже обесценится? Эксперты успокаивают: несмотря на внешнеориентированную модель экономик обеих стран, на Казахстане это не отразится.
В четверг, 24 мая, национальная валюта Турции побила исторический рекорд, достигнув 4,93 лиры за доллар, обвалившись сразу более чем на 5%.
Экономист Петр Своик отметил, что Турция, как и Казахстан, является страной внешнеориентированной.
— Но в отличие от Казахстана, она торгует не сырьем, а готовой продукцией
Поэтому понижение курса лиры не очень приятно для турков, которые потеряли в стоимости своей валюты. Но для внешних условий это очень даже выгодно. Турция мало что покупает у Казахстана, зато достаточно много поставляет сюда товаров. Включая неучтенный «челночный» экспорт. Вряд ли, конечно, это все подешевеет в Казахстане, зато турецким производителям будет проще. Они понизят себестоимость и в результате смогут повысить конкурентоспособность своих товаров, против, скажем, китайских, которые заполняют наш рынок, — говорит Своик.
Что касается туристической отрасли Турции, стоимость услуг станет ниже. Поэтому конкурентоспособность турецких курортов против египетских или каких-то других повысится.
— И казахстанцы, и россияне начнут активнее ездить в Турцию
Это не даст сверхприбылей турецким отелям, но за счет повышения спроса на их услуги они тоже смогут поправить свои дела. В целом
понижение лиры для Турции — это вряд ли сознательный шаг, но при всем при этом он окажется выигрышным,
— считает он.
Своик добавляет, что
падение валюты в Турции, как ранее и в Казахстане, и в России, обусловлено сходством монетарных политик этих стран
В частности, рыночным определением курса валют и невмешательством правительства в этот процесс, за исключением критических случаев. А в основном правительство и государственные банки этих стран не вмешиваются в свободный, по-рыночному складывающийся внешний платежный баланс.
— Иногда такой подход выходит боком. Например, последняя девальвация тенге очень сильно помогла экспортерам нашего сырья, преимущественно иностранным. Но казахстанцы проиграли. Внутренней экономике и населению это создало дополнительные проблемы. С тех пор официальная статистика отмечает падение реальных доходов казахстанцев, — рассказывает экономист.
Своик подчеркивает, что технология плавающего курса местной валюты, в зависимости от колебаний на внешних рынках, работала идеально до кризиса 2007-2008 годов, когда мировая система была относительно стабильной.
— Но сегодня мы находимся в очевидной фазе распада однополярной глобализации и переформатирования всего мироустройства, в том числе и экономического. Идеология плавающего валютного курса — наследие этой уходящей эпохи — несет все больше проблем. И рано или поздно от нее придется отказываться, — замечает он
В заключении Петр Своик заявляет, что не ждет, что девальвация в Турции окажет существенное влияние на тенге.
— Товарооборот Казахстана с Турцией невелик и играет весьма вспомогательное значение
В любом случае товарооборот осуществляется в долларах. Поэтому падение тенге, особенно в ближайшие выходные — сценарий не очень вероятный.