18+
Нур-Султан
Сейчас
8
Завтра
9
USD
389.52
0.00
EUR
429.21
0.00
RUB
6.07
0.00

Лики смерти: как и зачем делают посмертные маски

3536

Посмертные маски имело множество известных людей — от Марии Стюарт до Майкла Джексона. Но откуда возникла такая традиция и что она несет в себе? Давайте разберемся в этой теме…

ЗАЧЕМ

Причины создания таких слепков могут быть различными — многие рассматривают их как семейные реликвии и хранят десятилетиями, а порой и веками, передавая из поколения в поколение. Благодаря этому потомки могут знать, как выглядел их родич. Кстати, эта главная причина, по которой подобные маски делали в основном для выдающихся людей.

Из практичной пользы таких масок можно отнести удобство при создании скульптур — мастеру будет куда проще ваять памятник, имея «натуру», которую можно пощупать, а не только ворох снимков и портретов. Ну и конечно, подобное изделие может оказаться полезным в экспертной практике — размеры лица остаются не искаженными и отображают практически все детали.

ИСТОРИЯ 

Само собой, подобные маски не являются изобретением наших современников — самое древнее датируется аж 16 веком… до нашей эры, разумеется. Речь идет о слепке, снятом с лица Тутанхамона, одного из самых известных фараонов. Кстати, в том случае маска несла ритуальный атрибут, необходимый для погребения. И только позднее ее стали рассматривать как отдельный элемент, несущий ценность для потомков.

Материал, с помощью которого производили слепок, определялся (как и все в жизни) социальным статусом покойного и финансовым положением его семьи. Разумеется, были и золотые маски… наряду с глиняными, деревянными и гипсовыми. Самые дорогие были украшены росписью и драгоценными камнями…

ПОДГОТОВКА 

Слепки могут создаваться даже на месте обнаружения тела. Кроме того, подобный процесс можно совершить и в морге — там эта процедура проходит перед тем как коронер совершит вскрытие.

Процесс нельзя назвать тяжелым, но вот монотонным точно — лицо и волосы покойника осторожно обрабатываются вазелином (хотя можно применять любой другой косметический крем) — главное, чтобы микрорельеф лица оставался неповрежденным. Для этого крем наносят тончайшим слоем. Затем голову обвязывают — для того чтобы удержать гипсовую маску. Обязательно закрывается нижний участок шеи, прячутся уши и темя.

ТЕХНОЛОГИЯ

Изготовление маски начинается с создания гипсовой формы. Материал разводится, пока не станет по консистенции похожим на сметану. Чтобы цвет приобрел оттенок, близкий к телесному, в состав добавляют охру. Впрочем, иногда красители варьируются.

Далее вещество наносят на лицо тонким слоем, используя кисть. Начинают традиционно со лба. Первый слой, как правило, не превышает одного сантиметра, дальнейшие слои увеличивают толщину маски до 2-3 см. После того как форма станет твердой, ее снимают с лица, придерживая за нижний край.

Откалывающиеся края прикрепляются с помощью клея. Далее форма обрабатывается вазелином, располагается кверху полой частью и заполняется гипсом. Проволочный каркас служит для ее фиксации.

Финалом служит отделение формы от позитива. Иногда при этом используется деревянный молоток.

Собственно, так и делают посмертные маски. Технология не меняется уже многие и многие года.

ЖУТКИЕ ЭКСПОНАТЫ

Все, что имеет отношение к смерти, вызывает у человечества в той или иной степени сильный страх. Однако существуют посмертные «портреты», которые производят особенно пугающее впечатление. Примером может служить слепок с лица утопленницы, погибшей во Франции в 1880 году. Девушка вошла в историю под именем Незнакомки из Сены.

Тело 16-летней утопленницы, когда его извлекли из воды, не содержало следов насилия. Лицо девушки было настолько прекрасным, что удивленный патологоанатом не удержался от создания слепка. Гипсовый «портрет» улыбающейся покойницы был растиражирован в бесконечных копиях. Девушке даже посвящали стихотворения поэты, в числе которых оказался и Владимир Набоков, которого впечатлила посмертная маска…

К числу страшных слепков можно отнести и тот, что сделан с лица композитора Бетховена. Гениальный творец умер в 1827 году от болезни, успевшей сделать жутковатыми черты его лица…

СЛЕПКИ, ТАЯЩИЕ ЗАГАДКУ 

Иные слепки приносят больше вопросов, чем ответов — как, например, посмертная маска Уильяма Шекспира, найденная в 1849 году в лавке старьевщика.

Исследователи и сейчас гадают — это ли лицо английского драматурга (да и существовал ли он вообще… многие уверены, что под его именем творили другие авторы). Одно из высказываемых предположений – все образы Шекспира, запечатленные на бумаге, сделаны с посмертных масок. В качестве доказательства сторонники теории ссылаются на некую безжизненность его портретов.

Существуют и другие посмертные маски великих людей, окруженные притягательными тайнами. В качестве примера можно привести слепок с лица Гоголя, ушедшего в мир иной в 1852 году. Легенда гласит, что классика положили в гроб живым, пока он пребывал в летаргическом сне, перед этим создав маску. Последователи теории ссылаются на эксгумацию тела, результаты которой в 1931 году подтвердили жутковатую версию. Якобы скелет был повернут на бок и скрючен. Те, кто в теорию не верит, настаивают, что в слухах виноват сам писатель, при жизни рассказывавший друзьям и родственникам о боязни оказаться заживо погребенным.

СЛЕПКИ-УЛИКИ

Посмертные маски великих людей могут рассматриваться и как своеобразные улики, посвящающие человечество в обстоятельства их смерти. Именно такой деталью стал слепок с лица Есенина, изготовленный на вторые сутки после его гибели. Исследование черт лица поэта, увековеченных с помощью маски, дало основания предполагать, что его смерть имела насильственный характер. Это опровергает вердикт судмедэкспертов – самоубийство.

Интересно, что легенда получила официальное опровержение, когда в 1990-х годах следственные органы вновь вернулись к таинственному делу. После исследования улик и проведения опытов самоубийство сочинителя прекрасных стихотворений было подтверждено…

СЕРГЕЙ МЕРКУРОВ 

Известный скульптор создал за свою жизнь свыше 300 таких изделий, среди его работ присутствуют и посмертные маски великих людей. Популярностью своей Меркуров обязан самому известному своему заказу. Именно ему довелось увековечить лицо Ленина после смерти. Если верить легенде, мужчину пригласили в Горки ночью, Надежда Крупская уже находилась у изголовья мертвого вождя. Считается, что Ленин заказывал Меркурову собственный бюст, однако тот не успел его изготовить.

Довелось ему создать и другие посмертные маски великих представителей рода человеческого, в том числе и писателя Льва Толстого. Интересно, что именно тогда скульптор придумал изготавливать также слепки рук. По мнению людей, видевших результат работы, «портрет» получился пугающе «живым». При его разглядывании создается впечатление, что глаза вот-вот откроются, а губы разомкнутся…

Поэт Маяковский, при жизни заслуживший звание певца революции, покончил с собой в 1930 году, воспользовавшись пистолетом. Меркуров тогда уже был известным скульптором, славу которому принесли главным образом посмертные маски великих людей. Неудивительно, что именно его поэт заблаговременно попросил сделать слепок с собственного лица. Легенда утверждает, что эта просьба была не совсем обычной. Маяковский хотел, чтобы его маска не напоминала ни одно более раннее творение Меркурова. В некотором роде скульптор исполнил его волю. Лицо сочинителя получилось искаженным, особенно подкачал искривленный нос. Эту работу всегда упоминают среди худших произведений Сергея Меркурова…

Зачем же нужна посмертная маска сейчас, в эпоху цифровых фотографий и VR? Пожалуй, каждый решает сам… В конце концов, все мы мечтаем оставить как можно более глубокий след на страницах истории…

И в заключении предлагаю посмотреть на посмертные маски известных людей:

Альфред Хичкок 

Бенджамин Франклин

Майкл Джексон 

Федор Михайлович Достоевский

Иосиф Виссарионович Сталин