Политические процессы, динамично протекающие в Кыргызстане, отодвигают на второй план религиозную ситуацию, которая в республике складывается не лучшим образом.
Совсем недавно многие международные организации констатировали успешное развитие светского Кыргызстана, который, по их мнению, является островком демократии в Центральной Азии. Но время меняется, а с ним и настроения в обществе.
В последнее время в республике наблюдается парадоксальная картина. Так, например,
количество школ и образовательных учреждений гораздо ниже количества построенных мечетей
Всего, по официальным данным, за 2016 год по Кыргызстану насчитывается 2 743 мечети, а школ — 2 218. К слову, во время обретения суверенитета во всем Кыргызстане действовало всего 39 мечетей, а в 2017 году только в Бишкеке их 60.
Пропагандируемое с высоких трибун возвращение к духовным истокам стало одним из путей социализации сельской молодежи, прибывающей в города в поисках работы.
Обратной стороной медали приобщения кыргызстанцев к религии стало участие более тысячи человек на стороне боевиков ИГ
Сегодня их с оружием можно увидеть в Сирии, Афганистане и в других странах. «Увлечение» кыргызстанцев религиозными учениями, с одной стороны, является доказательством духовного обогащения населения.
С другой, эта
тенденция является демонстрацией разочарования властью, которая не в состоянии решить социально-экономические проблемы
своего населения. Помимо этого в республике отмечается
снижение интереса молодежи к светским вузам
— многие пытаются поступить в духовные заведения. При этом наблюдается довольно интересная тенденция. Несмотря на то что в Татарстане успешно действуют медресе, зарекомендовавшие себя на самом высоком уровне, молодые люди из регионов Кыргызстана туда не стремятся. Более того,
они выбирают религиозные учебные заведения, действующие в Саудовской Аравии, Египте, Турции, Пакистане, Индии и Иране
Растущая религиозность среди разных социальных слоев населения стала причиной расслоения общества на «правоверных» и «светских». И чаша весов находится отнюдь не на стороне последних.
Так, например, на мероприятия с участием экс-муфтия Кыргызстана Чубак ажы Жалилова собирается гораздо больше слушателей, нежели участников на митингах или акциях протеста.
Эти факторы свидетельствуют о постепенном отходе от прописанного в Конституции светского характера
Действующая в республике госкомиссия по делам религии в своей деятельности не стремится контролировать ситуацию в духовной сфере, занятая больше организацией хаджа.
Слабая просветительская деятельность уполномоченного органа в свою очередь
создает почву для распространения радикальных идей в виде салафизма и других идеологий
Вместе с тем популярность религиозных учений способствует росту их последователей. При этом основная причина, побудившая стать приверженцами того или иного религиозного учения, не каноны, а повальное увлечение большинства.
Другими словами, сейчас быть приверженцем религиозного учения стало модно
Эту тенденцию учли за границей и стали всячески ее поддерживать. Так,
религиозный фонд Турции распространил в Кыргызстане 10 тыс. копий Корана на кыргызском языке
Экземпляры были переданы мусульманам Кыргызстана в рамках проекта «Коран в подарок».
Между тем повальное увлечение религиозными учениями со стороны молодежи не всегда свидетельствует об «истинности намерений». Так, согласно результатам социологического опроса «Молодежь и ислам»,
более 47% респондентов не имели представления, к какой религиозно-правовой школе они относятся,
и только 12,6% причислили себя к ханафитскому мазхабу. Но при этом свыше двух третей опрошенных молодых людей считают себя умеренно религиозными. Почти треть респондентов определили ислам как идеологию. Примерно такое же количество не против, чтобы религия была частью политики.
Привлекает внимание и тот факт, что
38,4% опрошенных заявили, что проголосуют на выборах за кандидата или партию, которые уделяют внимание религии
Основными источниками пополнения многочисленных рядов приверженцев религиозных объединений стали:
во-первых, граждане, которые ранее по тем или иным соображениям ранее скрывали свою приверженность к религии;
во-вторых, для получения симпатий избирателей и не только многие государственные и общественно-политические деятели стали пропагандировать выгодную для них религию, призывая своих единомышленников возвращаться к духовным истокам;
в-третьих, отсутствие идеологической надстройки вкупе с социально-экономическим кризисом
вынудило молодежь искать ответы на свои вопросы в стенах религиозных организаций;
в-четвертых, отсутствие перспектив и заработка вынудили многих кыргызстанцев обратиться к религиозным организациям, которые помогли не только духовно, но и финансово.
В результате сегодня
Кыргызстан — одна из наиболее уязвимых республик ЦА, не способная дать отпор распространению радикального исламизма
Социально-экономический кризис, ставший спутником суверенного Кыргызстана вкупе с перманентной политической нестабильностью, создали благоприятные условия для деятельности религиозных организаций. Эти факторы
позволили экстремистам не только проникнуть в республику, но и постоянно обрабатывать население,
тем самым пополняя свои ряды за счет рядовых кыргызстанцев.
Кроме этого, в последнее время отмечается тенденция сближения лидеров религиозных учений с общественно-политическими объединениями.
Параллельно с этим
на руководящих постах в госорганах можно увидеть все больше последователей религиозных учений
Создаваемые коалиции могут стать взрывоопасной смесью, способной разрушить и без того хрупкое состояние мира в республике.
Расшатывание ситуации чревато распространением напряженности на сопредельные с ним государства
Учитывая географическую близость Кыргызстана к очагам нестабильности (Китай (СУАР), Ферганская долина, Афганистан) противостояние внутри республики может привести к кумулятивному эффекту.