слайСоглашение о Зоне свободной торговли между ЕАЭС и Ираном будет подписано в Астане 17 мая. Но вряд ли сейчас для этого лучшее время. Над Ираном висит угроза санкций, в случае их введения торговые льготы потеряют смысл.
Соглашение о создании зоны свободной торговли будет подписано в середине мая. Об этом сообщил министр национальной экономики Тимур Сулейменов.
«17 мая текущего года в Астане на площадке ежегодного Астанинского экономического форума планируется подписание временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли с Ираном», – сообщил глава ведомства.
Это событие должно стать важной вехой в отношении между странами. И долгожданной: договор планировалось подписать еще в 2017 году. Тогда Евразийская комиссия прогнозировала, что
это даст странам ЕАЭС возможность увеличить экспорт в Иран на 1,4 млрд долларов,
причем 508 млн из этой суммы должно прийтись на Казахстан.
Следующие подробности стали известны в феврале 2018 года. Вице-министр национальной экономики РК Бауржан Бекешев сообщил, что в рамках договора упрощена продажа таких видов продукции, как макароны, кондитерские изделия, растительное масло, мясо, бобовые, металлопрокат, конденсаторы, аккумуляторы, арматура. Тогда же было объявлено о том, что договор будет носить временный характер сроком на 3 года.
После почти 3-месячного молчания о нем заговорили вновь, подтвердив, что намерения живы. Каких-либо дополнительных данных по договору, кроме даты заключения, Тимур Сулейменов не назвал.
«Следует отметить, что в целом по товарам, представляющим экспортный интерес для Казахстана, емкость рынка Ирана составляет более 8 млрд долларов. Таким образом, получая более льготные условия,
казахстанские производители имеют возможность нарастить экспорт более чем в 30 раз»,
— отметил министр национальной экономики.
Прогнозные оценки министра в разы превосходят данные Евразийской экономической комиссии. Да и
откровенно говоря, освоить 8 млрд долларов экспорта Казахстан не сможет. Республике просто нечего продавать
По итогам 2017 года общий экспорт Казахстана во все страны мира составил 48,3 млрд долларов, значительная часть — доход от продажи нефти. Но в Иране ее в избытке, а других товаров на столь внушительную сумму у Казахстана нет.
Но как бы то ни было, потенциал к росту продаж есть. В 2017 году товарооборот между Казахстаном и Ираном, по данным Комитета госдоходов МФ РК, составил 552,6 млн долларов. Это является худшим результатом за последние 6 лет.
Впервые за это время экспорт из Казахстана не смог набрать и 500 млн долларов, остановившись на 484,5 млн – почти вдвое меньше, чем в 2014 году. Импорт по сравнению с 2016 вырос в 1,5 раза, но остается низким – 68 млн долларов.
В 1 квартале 2018 года ситуация пошла на поправку: экспорт составил 147,8 против 87,9 млн долларов годом ранее, экспорт вырос с 13,7 до 26 млн долларов.
Но рост связан не с диверсификацией поставок (это, скорее всего, произойдет только после вступления в силу договора о Зоне свободной торговли), а их укрупнению: экспорт ячменя вырос с 28 до 82,7 млн долларов.
При этом продажи пшеницы и плоского проката – двух главных в недавнем прошлом экспортных позиций – продолжают падать. В теории на их место могут прийти арматура и макароны. Но на практике не все так просто.
Сейчас Иран находится в непростой геополитической ситуации. Очередное обострение конфликтов на Ближнем Востоке вызвало в отношении этой страны волну гневной риторики.
Традиционно самые яркие цитаты принадлежат Дональду Трампу:
Это лишь некоторые из высказываний, который президент США позволил себе на совместной пресс-конференции с канцлером Германии Ангелой Меркель, прошедшей в конце апреля.
Общий лейтмотив – партнеры США должны лишить Иран возможности разрабатывать ядерное оружие
Трамп подозревает, что Тегеран разрабатывает баллистические ракеты и поддерживает терроризм (в этих обвинениях, впрочем, нет ничего нового), а потому грозится выйти из «ядерной сделки».
А в этом случае на Иран вновь будут наложены все санкции, которые были приостановлены в 2015 году. И коснутся они в том числе нефтяной и металлургической отраслей.
То есть
торговать с Ираном в таких условиях станет проблематично
и смысл договора о создании Зоны свободной торговли фактически потеряется.
Логично, что Тегеран в таких условиях ищет союзников и укрепляет связи со старыми партнерами. В первую очередь речь идет о России, к которой сейчас «прицепом» в рамках договора о ЗСТ может быть подключен и Казахстан.
Возможно, что экономическое соглашение будет подразумевать и политическую поддержку, а в России в последнее время акцентируют внимание на ситуации, когда действия РФ и Казахстана расходятся.
Так что
Астане вновь придется напоминать о том, что экономика и политика – это тесно связанные, но все-таки разные вещи
Не стоит забывать и о риске «вторичных» санкций: США может запретить иметь дело не только с иранскими компаниями, но и с их иностранными партнерами. Перспектива такого сценария значительно осложнила жизнь российским олигархам, попавшим под последнюю волну американских санкций.
При таком риске казахстанским компаниям нужно будет хорошо подумать, стоит ли вообще выходить на иранский рынок
Впрочем, не исключено, что все претензии Трампа так и останутся лишь словами, а практических действий за этим не последует. Таких примеров тоже достаточно.