Россия ограничивает число иностранных трудовых мигрантов. Не направится ли этот поток в Казахстан?
По данным представительства Международной организации по миграции,
общая сумма трудовых мигрантов в Казахстане в 2017 году составила 2 млн человек
Следует учитывать, что это суммарное число — то есть в отдельно взятый промежуток времени столько не набиралось. Тем не менее цифра впечатляет, и это только официальная статистика. Многие эксперты считают, что количество нелегалов намного больше.
В России в преддверии чемпионата мира по футболу ужесточили некоторые положения миграционного законодательства
Для трудовых мигрантов Центральной Азии вторая по притягательности страна после России — Казахстан. Встает резонный вопрос: если Россия сократит поток гастарбайтеров, не выберут ли они маршрут в Казахстан? И к чему все это приведет?
Эксперт Елена Садовская напоминает, что еще в 2014 году была похожая ситуация: когда в России начались проблемы с рублем, часть миграционного потока переориентировалась на Казахстан. Правда, потом волна девальвации прошла и у нас, так что вернулись обратно.
— Россия была и остается самым притягивающим центром для трудовых мигрантов. Появился было новый тренд, связанный с приходом к власти Мирзиёева. В Узбекистане начались новые подвижки, поощрение предпринимательства, часть узбекских мигрантов вернулась домой. Но потом все поняли, что процесс этот все равно будет долгим, и все закрутилось по новой, — напомнила Садовская.
Пункт назначения: эмиграция поставила антирекорд
Хотя северный сосед принимает больше трудовых мигрантов, чем Казахстан, но и наша страна обладает определенной для них притягательностью. Ранее в работе «Миграция между Казахстаном и Узбекистаном в XXI в.: демографическое, экономическое, политическое измерение» Садовская приводила данные опроса. 49,2% узбекских респондентов отметили дешевый проезд до места работы и обратно, а 44,4% — близость Казахстана к месту проживания и возможность посещать семью.
Однако Садовская особо подчеркнула, что не ожидает существенного увеличения этого потока даже после ужесточения российского миграционного законодательства. Эксперт ожидает, что цифры останутся примерно такими же.
Садовская говорит, что от мигрантов для принимающей стороны имеются и положительные, и отрицательные моменты. Например, когда в какой-то отрасли массово применяют дешевый ручной труд — это уже плохо. Она называет этот процесс «консервацией старых методов работы».
— В Казахстан приезжает очень много неквалифицированных мигрантов для работы в сельском хозяйстве. Разве это способствует развитию агропрома? Наоборот,
оказывается дешевле использовать их, чем проводить механизацию, вводить новые технологии и так далее
Другое дело, когда едут квалифицированные специалисты. Однако в вышеупомянутой работе приводится средний социальный портрет узбекского трудового мигранта: в
большинстве случаев молодой мужчина 20—49 лет со средним специальным образованием и низкой квалификацией
Получается, что неквалифицированных кадров прибывает к нам все-таки больше. И не только из Узбекистана, но и из других стран Центральной Азии.
Экономист Вячеслав Додонов согласен, что влияние мигрантов на экономику противоречиво.
— Во первых,
трудовые мигранты, как правило, дешевле, чем местная рабочая сила
Если речь идет не о топ-менеджменте. Эта дешевизна в конечном счете повышает эффективность бизнеса, в котором занята рабочая сила. Так что для бизнеса тут скорее плюс, — сказал он.
Когда говорят о минусах, чаще всего упоминают, что мигранты якобы занимают места, где могли бы трудиться местные, да еще и демпингуют на рынке труда. Правда, сам Додонов к последнему тезису относится скептически.
— Думаю, все-таки первична цифра, которую готов платить работодатель в принципе. Это базовая константа, от которой «пляшет» рынок труда. Если она слишком низка для местной рабочей силы, вакансии заполняются мигрантами. Большая часть в установлении зарплат складывается из других объективных факторов, не связанных непосредственно с рабочей силой, — сказал он.
Ранее
эксперт подчеркивал реальную связь между притоком в города малообеспеченных мигрантов и замедлением в этих городах роста уровня жизни
Правда, тогда речь шла не об иностранных трудовых мигрантах, а о внутренних.
https://365info.kz/2017/08/kogda-priezzhayut-migranty-padaet-uroven-zhizni-u-vseh-issledovanie/
Тем не менее, здесь схожесть налицо: и те, и другие занимают «ниши наименее квалифицированного и малооплачиваемого труда».
Экономист отметил, что «любой протекционизм национальной экономики больше вредит, чем приносит пользу». Это касается в числе прочего и потока трудовых ресурсов.
— Если искусственно ограничивать поток мигрантов, скорее всего через некоторые время окажется, что местной рабочей силы либо не хватает, либо она дорога настолько, что серьезно влияет на конечную цену продукции. А значит, и на сам бизнес, — поясняет он.
Додонов считает, что для полной картины нужно тщательно изучать конкретные сектора, отрасли и регионы. Но это сейчас невозможно, официальная статистика не может предоставить точные данные.
https://365info.kz/2018/01/i-vse-taki-ugroza-rezultaty-issledovaniya-nelegalnyh-uzbekskih-migrantov/
— Ситуация может очень сильно различаться в разных местах, вот как раз средние показатели трудно установить. Несовершенство статистики сильно искажает картину и не позволяет делать нормальные выводы, — посетовал эксперт.
Одна из главных проблем статистики в том, что не все приезжающие заявляются как трудовые мигранты. Соответственно, они учитываются они по-другому.
В вышеупомянутой работе проблему статистики отмечала и Садовская.
В Казахстане регистрируется лишь от 10 до 25% прибывших