ЕАЭС негативно сказывается на экономике Казахстана. «Наша страна остается для России поставщиком сырьевых и энергоресурсов, территорией для сбыта товаров и транзита импортных товаров», — говорит директор научного центра «Батыс–Analytics» Хайдар Капанов. Эксперт предлагает создать советы приграничного сотрудничества в областях двух стран, что существенно улучшит ситуацию.
Ресурс интеграции «сверху», который задает основы взаимодействия в формате ЕАЭС, должен быть подкреплен реальным сотрудничеством на межрегиональном уровне. Это обеспечит переход от приграничного взаимодействия к трансграничному партнерству через вовлечение в реализацию совместных программ развития потенциала экспертного и бизнес-сообществ приграничных областей России и Казахстана.
Такое мнение в ходе состоявшегося в Астане экспертного заседания IQ-Клуба озвучил декан гуманитарно-юридического факультета Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета, директор научного центра «Батыс–Analytics» Хайдар Капанов, пишет iq.expert.
Хайдар Капанов акцентировал внимание на негативных эффектах, которые проявились во взаимоотношениях двух государств с момента начала функционирования Евразийского экономического союза.
По мнению эксперта, снятие барьеров во взаимной торговле товарами и услугами, а также обеспечение свободного движения капитала и рабочей силы в формате ЕАЭС,
выявили конкурентное преимущество российских производителей, организаций, банков и инвесткомпаний
Об этом свидетельствуют дефицит внешнеторгового баланса Казахстана в торговле с Россией, преобладание российских инвестпотоков над казахстанскими, усиление торгово-экономической и валютно-финансовой зависимости Казахстана от северного соседа.
Все это приводит к еще большему
ослаблению конкурентных возможностей казахстанской экономики,
ограничивает перспективы реализации транзитного потенциала республики.
Казахстан в ЕАЭС: преимущества сомнительны — цифры и факты
— Приведу некоторые цифры по трем областям – Актюбинской, Атырауской и Западно-Казахстанской. Их совокупный внешнеторговый оборот в 2017 году составил около 1,5 млрд долларов. Из них экспорт – 542 млн долларов, импорт – 915 млн.
Практически сложилась пропорция 1 к 2, отрицательное сальдо – около 400 млн долларов
При этом только Актюбинская область имеет относительно позитивные показатели товарооборота: 506 млн долларов – экспорт, 619 млн долларов – импорт.
По ЗКО в сфере экспортно-импортных операций сложилась пропорция 1 к 4. По Атырауской области – практически 1 к 10. Такова реальная картина по трем областям Западного Казахстана, — констатировал эксперт.
Сложившаяся ситуация приводит к упадку казахстанских предприятий, к финансовому обескровливанию
экономики казахстанского приграничья.
— Данные по внешней торговле Западно-Казахстанской области с Россией и странами Евросоюза за 2017 год показывают, что
область в большей мере финансирует российскую экономику, а зарабатывает на продаже сырьевых ресурсов в государства ЕС,
конкурируя на внешних рынках с продукцией российских товаропроизводителей.
Казахстан, продавая свои сырьевые товары в Европе, тратит эти доходы на покупку российских товаров, — подчеркнул Х.Капанов.
По словам эксперта, существенно осложняют внешнеэкономическое российско-казахстанское сотрудничество непрерывно растущее санкционное давление, которое оказывается Западом на Россию с 2014 года. Негативно сказывается и введение российской стороной ответных санкций, к которым в определенной мере вынужден присоединяться и Казахстан.
Усугубляются противоречия применением Россией различных мер нетарифного регулирования в отношении отдельных видов казахстанских экспортных товаров.
— Невольно напрашивается вывод о том, что
Казахстан остается для России в определяющей степени поставщиком сырьевых и энергоресурсов,
а также территорией для сбыта российских товаров и услуг или же для транзита импортных товаров из третьих стран.
Промышленная кооперация, научно-технологическое сотрудничество, инвестиционное взаимодействие осуществляются в недостаточных объемах для обеспечения и решения проблем ускорения развития регионов Западного Казахстана.
Культурно-образовательное сотрудничество между нашими странами также реализуется в отрыве от процессов евразийской экономической интеграции и
оборачивается для Казахстана оттоком образованных, высококвалифицированных трудовых ресурсов,
— отметил Х.Капанов.
ЕАЭС выходит из кризиса? Внешнеторговый оборот стран растет
Еще одним «камнем преткновения» на пути интеграционных усилий двух государств в рамках ЕАЭС является несогласованность среднесрочных и долгосрочных национальных программ развития.
Эта ситуация девальвирует взаимные планы позитивной интеграции, ставит под сомнение перспективы всесторонней кооперации, инвестиционного и технологического партнерства.
— Сравнительный анализ программ развития территорий, которые разрабатываются на срок 3-5 лет, с аналогичными документами субъектов РФ
свидетельствует об их несогласованности и нацеленности на еще большую конкуренцию между приграничными регионами
Причем в этих программах, и в казахстанских, и в российских, такое сотрудничество вообще не рассматривается как отдельное направление. Развитие интеграционных аспектов казахстанско-российского межрегионального и приграничного сотрудничества отличает концептуальная неразработанность, институциональная бессистемность и организационная неразбериха.
Более того, и в рамках ЕАЭС нет единой концепции, отсутствуют многосторонние и двухсторонние программы межрегионального и приграничного сотрудничества.
В структуре наднациональных институтов ЕАЭС нет органа, который координировал бы направления деятельности
На данный момент в рамках российско-казахстанской Межправительственной комиссии действует лишь подкомиссия по межрегиональному и приграничному сотрудничеству.
В нынешних условиях
не приходится говорить о выходе на партнерский уровень двусторонних приграничных и межрегиональных отношений
в кооперации, в сфере взаимного инвестирования, разработки и реализации совместных краткосрочных и, тем более, долгосрочных программ отраслевого и секторального характера с привлечением бизнеса, все это лишь планы на перспективу до 2030 года, — констатировал Х.Капанов.
Эксперт убежден, что перспективы поступательного продвижения позитивной евразийской интеграции сейчас в значительной степени
зависят от прогресса в сфере налаживания реального партнерства между регионами двух государств
— Эту тему мы поднимаем с 2010 года на различных дискуссионных площадках, и я с удовольствием отмечаю, что наши взгляды на ситуацию совпадают с мнениями российских коллег-экспертов. Процесс со стороны экспертного сообщества идет в правильном направлении, но важно, чтобы он имел воздействие на практическую политику, — считает Х.Капанов.
По его мнению, возможности для опережающего развития трансграничной промышленной, агропромышленной, инвестиционной, научно-технологической, образовательной кооперации между Казахстаном и Россией существуют именно на региональном уровне.
И именно приграничные регионы, являясь «точками входа» на пути движения товаров и услуг, капитала, интеллекта, рабочей силы, определяют и будут определять успешность развития евразийской экономической интеграции в целом.
Резюмируя выступление, Хайдар Капанов озвучил ряд практических рекомендаций по формированию эффективной модели трансграничного партнерства России и Казахстана. Прежде всего, считает эксперт, необходимо
«отформатировать» работу в этом направлении на 3 уровнях – межгосударственном, государственном, региональном
По его мнению, межправительственные программы трансграничного партнерства целесообразно разрабатывать и утверждать на уровне наднациональных институтов ЕАЭС. А в их структуре необходимо сформировать специальные органы, которые будут вырабатывать и принимать проекты «модельных» соглашений для всех приграничных регионов обеих стран.
Важно формулировать эти соглашения таким образом, чтобы
превентивно снимать негативные риски экономической конкуренции региональных производителей путем поощрения
создания трансграничных и совместных предпринимательских структур.
— К этой деятельности, безусловно, необходимо привлекать предпринимательские объединения. Это один из базовых постулатов нашего подхода.
ЕАЭС – это не только государственная проект, он должен стать общественным проектом,
— отметил эксперт. По его мнению, для более интенсивного вовлечения в процесс межрегиональной интеграции необходимо активнее задействовать возможности и ресурсы НПП Казахстана «Атамекен» и аналогичных структур РФ, в частности, их представительства в регионах.
Не менее важно, чтобы в национальных программах развития территорий, которые принимаются или актуализируются на государственном уровне в России и Казахстане, учитывались экономические, ресурсные и прочие потенциалы регионов. Особенно в тех секторах и отраслях, которые в наибольшей степени способны обеспечить опережающее развитие регионов.
— В этих программах безусловно, необходимо предусмотреть выделение финансовых средств и наделение местных органов власти полномочиями для заключения соглашений о трансграничном сотрудничестве. А к разработке таких соглашений – привлекать экспертные структуры.
Считаю целесообразным для этого в областях Казахстана и России решением акимов и губернаторов организовать советы приграничного сотрудничества,
в которых на паритетной основе будут представлены местные органы государственной власти, предпринимательские союзы,
экспертные сообщества.
Советы приграничного сотрудничества смогут оказывать на региональном уровне как информационную, экспертную, так и инвестиционно-правовую помощь и содействовать привлечению максимально широкого круга предпринимателей обеих стран к реализации соглашений по развитию межрегионального и приграничного сотрудничества с применением различных форм и методов кооперации, — заключил Х.Капанов.
Таким образом, считает эксперт, «систематизация» межрегионального и приграничного партнерства укрепит базу и придаст импульс развития процессу евразийской интеграции на взаимовыгодных условиях, а также будет способствовать прагматичной цели развития территорий России и Казахстана.