Он – политолог. Он — русскоязычный казах. Но в отличие от других русскоязычных, он никому не навязывает свое мнение о казахском языке, пишет сайт DalaNews.kz.
«Казахский язык по-любому будет доминировать, а проблема шалаказахов исчезнет сама собой, к 2025 году сфера применения государственного языка достигнет 90%», — прогнозировал сам Сатпаев. Как он признается, «главное мои дети ходят в казахский садик». Он — сторонник демократии.
Атака российских СМИ против Казахстана — цветочки. Ягодки впереди — Сатпаев
В 2002 году создал консалтинговую организацию «Группа оценки рисков». Специализируется на оценке политических и инвестиционных рисков, автор около 300 научных трудов в этой области. Выходит он реально разбирается и в политике, и в экономике Казахстана.
Например, он стал вторым человеком в стране, открывшим многие проблемы нашей пенсионной системы.
Первым был бывший председатель Счетного комитета, ныне депутат Омархан Оксикбаев. Потом был Досым Сатпаев. И всё!
Досым избегает красивых, но по-сути, пустых лозунгов о нации, идеологии, о языке и о казахах. Не любит лозунги. Никак. Зато любит копаться в цифрах.
Досым — «чужой» среди стаи воров и коррупционеров, привыкших тратить народные деньги. В 2017 году за растрату 5 млрд тенге был задержан председатель ЕНПФ Руслан Ерданаев.
Затем было объявлено о банкротстве банка Азербайджана, куда была вложена значительная часть наших пенсионных накоплений. Так разразился грандиозный пенсионный скандал.
Правительство включает режим «отрицания», свалив всю ответственность на Нацбанк. Главный банкир Данияр Акишев перевел стрелку на своего предшественника. Получилось,
в итоге «никто не брал, а денег в пенсионном фонде нет». И это факт
Кажется, там были бесхозные деньги, зависшие где-то и не возвращенные в пенсионный фонд.
Так началась новая борьба между политическими группами. Пользуясь заварухой, передрались между собой даже те, кто был совершенно непричастен к ситуации вокруг ЕНПФ.
Без помощи третьей стороны не обошлось: вынуждены были созвать общественный совет при пенсионном фонде, куда привлекли независимых экспертов. Главным при совете был избран Досым Сатпаев.
Очевидно, и здесь присутствовали силы, желающие продвинуть свои интересы, пользуясь созданным советом. Но Досым оказался крепким орешком. Его совет стал эдаким троянским конем и созвавшие его люди потом долго мучились, пытаясь его распустить.
Совет во главе с Сатпаевым еще попил крови всем, от министра до главы правительства…
Досым, конечно, не спасовал. Приступив к совету, он сразу же заявил «убрать руки от народных денег». Он ведь все знает. Так, он предложил ввести мораторий на финансирование государственных проектов за счет средств пенсионного фонда.
«Рядовые вкладчики вправе сами решать, куда будут инвестированы собственные пенсионные деньги, а не чиновники! Мораторий в первую очередь нужен для этого», шокировал он многих. Таков был первый «привет» от Досыма.
Дальше — больше! Он начал призывать к ответу каждый госорган, куда были инвестированы пенсионные деньги. Ответы сразу же публиковались в СМИ, вызвав небывалую открытость со стороны госорганов…
Так, вылез новый скандал о 50 млрд тенге, которые планируется выделить одному министерству за счет пенсионного фонда.
Сам министр лично звонил Досыму, умоляя того простить, мол, «виноват в этом мой заместитель Альберт Рау,
сделав ошибочное заявление…»
Нет, Досым такое не прощает. На следующее утро об этом он написал в социальной сети. И это правильно. Страна имеет право знать правду.
Оказалось, Нацбанк планировал инвестировать 50 млрд (!) тенге из пенсионного фонда в железнодорожную сферу. Другое дело, если бы это было инвестицией с целью заработать деньги. Но в документе министерства была названа другая цель: «Оздоровить сферу железной дороги». И как это понимать?..
«Кто додумался использовать пенсионные деньги на госпрограмму по оздоровлению? Такое решение правительства противоречит интересам вкладчиков», – писал он в соцсети.
Так начали искать виновных.
Обескураженный министр судорожно звонил Досыму. Попятилось и правительство,
от греха подальше признав, что «эти деньги не нужны сфере железной дороги». Вот так были спасены от чиновников 50 млрд тенге пенсионного фонда.
Непонятным образом раньше срока вернул долг в 5 млрд MEGA Silk Way, получивший займ через «Байтерек Development». Оказалось, и этот долг был взят из пенсионного фонда. Очевидно,
люди, закрывшие долги, не хотели позориться и объясняться перед Сатпаевым
Не дай Бог, Досым еще что-то там у них накопает? Будь они честными, не возвращали бы долги столь суматошно…
В этот момент становится известно о судьбе 117,5 млрд тенге, инвестированными Банком развития Казахстана. Разумеется, после спроса общественного совета.
Так, держа руку на пульсе пенсионной системы, Досым начал публиковать «диагнозы», которые сам и ставил.
«Во-первых, созданный у нас Единый накопительный пенсионный фонд — неправильный. Это просто готовый «кошелек», куда прибежали с ложкой и правительство, и разные министерства, и квазигосударственные компании. Туда же относятся банки, зарабатывающие на пенсионных деньгах, просто сдавая на депозит. Неужели они думают, что этого никто не заметит?..
Они заявили, что после объединения в единый накопительный фонд будут списаны 90 млрд тенге. Это 10% от заработанных честным трудом денег народа Казахстана. Вот так грабят из дырявого ведра», –
после этих слов Сатпаева сразу нескольких чиновников чуть не хватил инфаркт
Но Досым на этом не остановился.
«Глава правительства, вы молча приступили к поэтапному увеличению пенсионного возраста. Кто вам дал на это право? Вы хоть спросили у народа, согласен ли он с этим. Нет. В демократическом обществе таким выходкам места нет», — добавил он.
Действительно, с 2018 года пенсионный возраст женщин увеличен на полгода, теперь до пенсии ждать 58 лет и еще шесть месяцев. А в следующем году будет уже 59 лет и два месяца. Общество этим крайне недовольно.
Предложения общественного совета начинают пугать само правительство:
«К примеру, если вкладчик смертельно болен, если ему не дожить до пенсионного возраста, почему он должен ждать? Пусть сразу сможет использовать свои средства на лечение!
Конечно, правительство не согласится с этим, ссылаясь на коррупцию в здравоохранении. Но рыба гниет с головы. Если сами чиновники допускают коррупцию, зачем обвинять в этом простых граждан?
Если правительство само не верит собственной системе, как оно может призывать народ доверять пенсионной системе?
Надо разрешить определенным категориям забирать накопления раньше срока. Эти деньги и так пропадают и обесцениваются. Нет никакой гарантии, что они сохранятся в будущем. Надо разрешить забирать деньги, хотя бы начать с тех, у кого накоплено больше 5 млн тенге.
Люди должны понимать, что это их собственные средства, которые можно потратить в трудное время. Так у людей будет больше мотивации работать и зарабатывать. А как происходит сейчас, мы далеко не уйдем!».
Он взял и так сказал. У оппонентов опять затряслись коленки.
Решено заткнуть этого неугомонного Сатпаева. Конечно, побоялись «убирать» его открыто
Натравили против него ту самую Нурбиби. Нурбиби — женщина знаменитая, бывшая глава «ЖилСтройСберБанка», покинувшая пост в связи с громким коррупционным скандалом. Непонятным образом она теперь управляет именно Единым накопительным пенсионным фондом. Полное имя-фамилия – Нурбиби Наурызбаева (на фото).
Конечно, общественный совет работал с ней напрямую. Мы точно не знаем, что там у Досыма с ней произошло.
Мы знаем, что он ушел. И не только он, вместе с ним ушли члены совета: экономист Рахим Ошакбаев и глава совета «Финансовая свобода» Бота Жуманова. Чиновники, испытавшие месячную шоковую терапию Досыма, крайне обрадовались, конечно. Опять задышали свободно, в полную грудь. Ведь чувство страха заметно убавилось.
Народ бурно обсуждал эту тему в социальных сетях, высказались все, кто на русском, кто на казахском. Пост Досыма разлетелся по всей стране, его перепечатали все СМИ. Казахские издания переводили его слова в минуту-секунду, ни одно СМИ так еще не отрабатывало даже самый жирный госзаказ перед самым дедлайном. Вот, никакой это не проект. Это чистая борьба, подлинная игра на политическом поле…
Интересно, после ухода Досыма этот совет замолчал. Шумихи вокруг реформы пенсионной системы больше нет. Но и этому быть ненадолго…
Уже назревает новый скандал. Компания ABDI, куда вложены миллиарды из пенсионного фонда, попала под технический дефолт. До сих пор не возвращены и 5 млрд тенге, (Руслан Ерданаев заявляет, что «не воровал эти деньги, они лежат на счету банка»). Возможно, кто-то еще успел их стырить на полпути. Известно, что ЕНПФ подает новый иск на своего бывшего главу Ерданаева.
Потому что фонд понес убытки в размере 1,7 млрд тенге из-за того, что деньги не вернулись в срок. И эти 1,7 млрд требуют повесить на Ерданаева. Да, скандал вокруг пенсионного фонда набирает новые обороты. Уже сейчас фонд не в состоянии вернуть от 20 эмитентов свои 41,1 млрд тенге. Откуда эти деньги? Почему такие большие суммы? Народ понять не может.
Ой как нужен еще один Досым, который все объяснял на понятном языке, все проверял до конца. Может ли Сатпаев вернуться в общественный совет? Вряд ли.
Знаете, чем он сейчас занимается? Нет, не бездельничает. Он создал частный культурно-образовательный фонд. При его поддержке недавно состоялась премьера документального фильма «Казах из Стамбула». Фильм о казахах, волею судеб оказавшихся вне своей родины.
Переводные статьи содержат исключительно оценки оригинала и не отражают позицию 365info