В парламент поступил проект поправок в закон «О выборах». Общественная дискуссия уже набирает оборот, а мнения о значимости и перспективах выборных новшеств разделились. Каковы оценки экспертов и общественных деятелей?
О том, каким правительство видит новый стандарт выборного законодательства, известно пока только в общих чертах, сообщил Саясат. В частности, «Forbes Казахстан» со ссылкой на пояснительную записку к законопроекту сообщает, что
нововведения предусматривают полный переход к пропорциональной системе выборов депутатов маслихатов,
введение прямых выборов акима города районного значения, села, поселка, сельского округа, цифровизация списков избирателей.
В свою очередь мажилисмены, члены комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Наринэ Микаелян и Магеррам Магеррамов сообщают, что только приняли в работу нововведения и для формулирования своей позиции им необходимо время.
Сенатор, председатель НДП «Ауыл» Али Бектаев также считает, что
еще рано давать какие-то прогнозы по нововведениям, так как его еще только рассматривают
А вот его коллега, руководитель парламентской фракции «Народные коммунисты» Владислав Косарев уже сложил свое мнение.
— Думаю, новинки, которые сейчас просматривают в законе о выборах, будут способствовать партиям скорее и быстрее адаптироваться в избирательной системе. Сейчас она построена так, что в местные власти не пробьешься. К тому же факт, что нужно платить взносы, вызывает у человека сомнение, возникает вопрос о необходимости этой партии.
Я положительно отношусь к нововведениям, так как время идет, политическая обстановка тоже меняется. И чтобы идти в ногу со временем, правительство вводит новое.
Думаю, если примут поправки в Закон, в партиях возрастет активность
Во всяком случае, в нашей партии появится желание активизировать местные организации, чтобы сильнее влиять на избирательный процесс, — отметил депутат парламента.
В экспертном сообществе складывается настороженное отношение к пересмотру выборного стандарта. Так, по мнению политолога Андрея Чеботарева,
изменения в выборное законодательство, скорее всего, связаны с очередным электоральным циклом
— Выборы в маслихаты, как правило, проходят вместе с парламентскими. Последние выборы в парламент состоялись 2 года назад. По электоральному календарю новый состав парламент должен избираться в 2021 году.
Учитывая, что в последнее время парламентские выборы у нас проводились досрочно, не исключено, что рассматривается сценарий, чтобы опять распустить парламент и выборы провести досрочно, под какую-то определенную цель.
И скорее всего, вместе с парламентскими будут проведены и выборы в маслихаты, считает политолог
При этом сами нововведения, по мнению Андрея Чеботарева, ограничивают конституционные права граждан. В частности, право быть избранным в государственные органы местного самоуправления.
— Получается, что тогда людям вообще некуда будет самостоятельно выдвигать свою кандидатуру. Разве что в сенаторы. Хотя нет гарантии, что вас изберут.
У нас наблюдается бездействие всех политических партий — за исключением тех, которые присутствуют в парламенте
Поэтому ждать движения вперед в плане этого нововведения, думаю, не стоит. Понятно, что эту норму вводят для того, чтобы усилить позиции «Нур Отан», которая сейчас является партией парламентского большинства.
Она и так присутствует во всех маслихатах, но, видимо, хотят «зацементировать» ее правящий статус
Когда 11 лет назад после очередных поправок в выборное законодательство мы перешли к избранию депутатов парламента по партийным спискам, у меня
была надежда, что люди станут активно вступать в партии и участвовать в политической жизни страны
Но партий стало меньше, а народ, наоборот, потерял активность и доверие к ним. И если не будет проведено кардинальное реформирование маслихатов и избирательной системы, то смысла повествования нет», — считает г-н Чеботарев.
Политик Амиржан Косанов оценивает пересмотр Закона «О выборах» с точки зрения общей политической ситуации.
— Все это звенья одной цепи: не забываем, что немного ранее были ужесточены нормы закона для потенциальных кандидатов в президенты. Например, был ликвидирован институт выдвижения. Теперь, по замыслу авторов, такая же участь ждет и тех, кто хотел бы избираться в маслихаты.
Мне кажется, что
все эти одиозные нормы противоречат Конституции, которая гарантирует каждому гражданину быть избранным
У нас удивительная страна: цивилизованной партийной системы так и нет, а весь выборный процесс отдается на откуп (и только!) партиям! Весьма возможно, что за такими нововведениями стоит правящая партия, которая, по сути,
монополизировала партийное поле и хотела таким путем сохранить свое комфортное положение
Цифровизация выборного процесса, конечно, нужна. Но для этого должны быть как минимум два условия.
Первое – достаточный охват всей территории страны современными средствами коммуникаций и интернетом. Второе касается составов избирательных комиссий, ибо то же
электронное голосование может стать политически криминальным
и дать возможность чудовищным фальсификациям при подсчете голосов. Нужно также подумать и о кибербезопасности в цифровизации выборов.
На мой взгляд, подобное «приведение в надлежащий порядок» выборного процесса и его процедур свидетельствует только об одном: нас ждут скорые выборы.
И власть, понимая, что в условиях реальной конкуренции, в которую входит и мажоритарная система, не сможет победить, подгоняет выборное законодательство под свои узкопартийные интересы, — считает Амиржан Косанов.