120 лет назад на свет появилась художница Тамара де Лемпицка — икона высокого стиля «ревущих двадцатых» — эпохи после Первой Мировой войны…
Польская портретистка родом из Варшавы показала на своих полотнах окружающим мир денег, тщеславия и джаза.
Родилась Тамара (или чего уж там, Мария Борисовна Гурвич — именно это настоящее имя художницы), по сути, в Российской империи (Польша тогда еще являлась ее частью) и свой первый портрет написала в… десятилетнем возрасте. Моделью стала младшая сестра.
Несмотря на то что у девочки была лишь мать (отец оставил семью, когда Тамара была совсем маленькой), работающая гувернанткой, ее отправили учиться в Швейцарию и Италию, где она увлекалась картинами эпохи Возрождения.
После обучения Тамара жила в Москве, где и познакомилась со своим супругом Фаддем Петровичем Лемпицким. В Москве родилась и их дочь Мария-Кристина.
А через год случилась революция. Семейство Лемпицких встретило ее в Санкт-Петербурге — по сути, колыбели революционного движения России.
Еще через два года семья эмигрировала во Францию — подальше от страстей большевиков.
Жизнь в эмиграции нельзя было назвать легкой — семейство еле сводило концы с концами — чтобы хоть как-то заработать, будущая баронесса рисовала дешевые детские портреты.
Но несмотря на это, в Париже Тамара брала уроки у известных живописцев того времени — Андре Лота и Мориса Дени.
В начале двадцатых свершилось чудо — ее заметили журналисты из модного журнала Harper’s Bazaar.
Выставляться Тамара начала с 1925 года, причем не как представитель нищей богемы, а как светская львица. Разумеется, это отразилось и на финансовом положении — она стала зарабатывать не просто много, а очень много.
В том же году Тамара фактически развелась со своим супругом (юридически развод был оформлен только через три года), оставив его фамилию. Именно тогда Мария стала Тамарой, добавив к фамилии приставку «де» (на что она, по сути, не имела права, так как супруг не являлся дворянином).
В 1927 году художница получила свою первую награду — приз на выставке изящных искусств в Бордо за портрет дочери «Кизетт на балконе».
Через два года Тамара де Лемпицка напишет свою самую известную работу «Автопортрет», или «Тамара в зеленом Бугатти».
На одном из светских вечеров Тамара встречает филантропа и воротилу — венгерского барона Рауля Куффнера. В 1934 году они официально регистрируют свой брак, а еще через 5 лет переезжают в Лос-Анджелес.
В 1941 году к ней перебирается дочь — Франция на тот момент была оккупирована нацистами — и остается жить в Америке, но Лос-Анджелесу предпочитает Хьюстон.
в 1943 году Тамара и Рауль решают переехать с Западного побережья на Восточное и поселяются в Нью-Йорке.
После Войны стиль баронессы заметно меняется, она работает в абстрактном экспрессионизме и занимается оформлением интерьеров.
В 1963 году, после смерти супруга (Рауля подкосил сердечный приступ) Тамара переезжает в Хьюстон — к дочери и внукам.
В 1973 году ее работы выставляют в Париже, в галерее Люксембург проходит персональная выставка художницы — интерес к арт-деко в целом и ее работам в частности достигает своего пика.
Год спустя Тамара решает перебраться в Мексику, в провинцию Гуэрнавака. Через несколько лет к ней переезжает дочь.
Свой конец Тамара встречает там же, в возрасте 81 года. По завещанию ее пепел развеивают над вулканом…
Будучи несомненно яркой личностью, Тамара не только изображала на своих полотнах гламур — она была его воплощением. Имела множество любовников и любовниц (да, у нее были романы с такими известными женщинами, как Вита Сэквилл-Уэст и Колетт, но это происходило еще до знакомств с Раулем. Правда, расставание с первым супругом произошло как-раз из-за этих распутных гулянок), водила дружбу с Пикассо, Жаном Кокто и Андэ Жидом. Современники признавали, что ей удалось отчетливо воплотить на холсте то, что Скотт Фицджеральд описал в своей прозе.
Творчество художницы навсегда останется связанным с миром гламура и богатства 20-х годов прошлого века…