Чтобы процессы урбанизации происходили органично, нужно открывать производства, грамотно реализовывать соцпрограммы и продуманно выстраивать инфраструктуру.
В городах Казахстана численность населения прирастает быстрее, чем в селах. По данным raking.kz, годовой рост городского населения на конец 2017 года составил 1,7% — до 10,43 млн человек, а сельского — 0,8%, до 7,73 млн человек. При этом, как отмечают в ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия»,
урбанизация в Казахстане находится пока еще на недостаточно высоком уровне и не превышает 60%
И все же, по словам Жаныбека Айгазина, экономиста Центра исследований прикладной экономики (ЦИПЭ), несмотря на закономерность процессов урбанизации и агломерации, государство должно активно руководить этим процессом. Пустить его на самотек — создать хаос.
— С развитием технологий на селе уже не требуется столько рабочих рук, как раньше, соответственно, у людей появляется больше времени для самореализации. Для этого молодежь и люди среднего возраста едут в города. Но
важно, чтобы в Казахстане не возникло огромных фавел, как в Бразилии, или трущоб, как в Киншасе
Это пример хаотичного выстраивания агломераций — неуправляемая урбанизация, характерная для развивающихся и бедных стран. Чтобы это предотвратить,
людям в городах нужно давать работу в основном в сфере услуг,
потому что, повторюсь, для производства товаров уже не требуется много рабочей силы, — говорит Айгазин.
Политолог Султанбек Султангалиев отмечает, что прежде всего Казахстану сейчас нужно определить, к какому типу относится казахстанская урбанизация.
— Первый тип — естественный, когда в городах возникают новые промышленные объекты, производящие какую-либо продукцию и остро нуждающиеся в квалифицированных и неквалифицированных кадрах для успешного развития. Второй тип — вынужденный, когда население бежит из сельских регионов в поисках мало-мальски доступных источников существования.
Казахстанская урбанизация, к сожалению, относится ко второму типу,
за исключением нефте- и газодобывающих регионов. В условиях вынужденной урбанизации ни о какой органичности и плановости говорить не приходится — все происходит хаотично, неуправляемо и не поддается даже приблизительному планированию со стороны региональных властей, — замечает он.
Политолог убежден: степень реализации написанных на бумаге программ и уровень качества оставляют желать лучшего.
— По большому счету ни одна из госпрограмм не достигла своих декларируемых целей.
Для того чтобы регионы развивались, необходимо, чтобы у них оставалось как можно больше заработанных ими денег
Планирование развития должны разрабатывать тоже сами регионы, а не «золотые мальчики» в министерствах.
Что же касается дотационных регионов, им следует умерить свои аппетиты относительно поступлений из республиканского бюджета. Пусть учатся зарабатывать деньги сами, а не ждать манны небесной из госказны, при этом безответственно разбазаривая бюджетные деньги на малопонятные и ненужные проекты тщеславия, — заявляет Султангалиев.
Экономист Асет Наурызбаев считает немаловажным фактором планомерной урбанизации создание качественной городской инфраструктуры.
— В нашей стране отсутствует культура градостроительства. Вместо градостроителей у нас исполнители заказов, не думающие о перспективах. Поэтому нужно привлекать иностранных специалистов. А то
у нас часто строят высотные кварталы, но негде гулять, негде построить прилегающее кафе, негде припарковаться
Еще пример — улица Панфилова, которая после реконструкции стала пешеходной, но не стала живой, потому что нет парковок. А это вызывает социальную напряженность. Много у нас случаев, когда строятся квадратные метры, но нет инфраструктуры, нет мест для прогулок и игр с детьми. Деньги часто тратятся вхолостую, — замечает Наурызбаев.
По словам Султанбека Султангалиева, Алматы сегодня является не просто узловым экономическим нервом Казахстана, но и культурно-интеллектуальной столицей, и ее пока невозможно затмить. Согласно программе развития регионов, Алматы входит в число городов-агломераций наряду с Астаной, Шымкентом и Актобе.
— Что касается Шымкента, его политическое значение в дальнейшем будет только возрастать,
и в первую очередь, как сгустка накапливающихся социальных противоречий. Любое игнорирование проблемных вопросов южного Казахстана влечет за собой опасность мощного социального взрыва, — предупреждает Султангалиев.
Чтобы этого не произошло, в ЮКО нужно увеличивать производство. Например, как отмечает Жаныбек Айгазин, можно снова начать развивать хлопковое производство.
— В свое время там уже хотели организовать хлопковый кластер, но тогда дело не пошло. Сейчас в структуре занятости там 30-40% самозанятых, — подмечает экономист.
Айгазин утверждает: нужна планомерная пространственно-территориальная политика. Чтобы трудовые и капитальные ресурсы рационально размещались во всех регионах, давая точки роста.
— У нас сейчас переизбыток трудовых ресурсов на юге — там просто нет много работы. А
на север люди ехать не хотят в основном из-за климата. Живя на юге, не приходится тратить много на проживание
и дополнительную одежду. Поэтому эффективнее, наверное, было бы создать производства на юге. Сейчас там не так много капитальных ресурсов, где люди могли бы работать.
ЮКО — экономический аутсайдер Казахстана — политолог
Кроме того, нужно обучать население навыкам ведения бизнеса — предпринимательский дух сейчас у нас не такой высокий. Нужно создавать условия для бизнеса, уменьшая налоги и выдавая дополнительные кредиты. Также надо уменьшать административные процедуры, — отмечает он.
— У Актобе другая специфика, — добавляет Султангалиев, — Недалек тот день, когда именно областные центры Западного Казахстана (Атырау, Актау и Актобе,), за исключением Уральска, будут конкурировать между собой за негласный титул столицы казахстанского ваххабизма. Наибольшие шансы на это не очень лицеприятное звание у Актобе.
Пока же, по словам Султангалиева, Алматы и Астана — это мозг казахстанской экономики. Но последняя питается исключительно за счет крови, подаваемой из регионов.