И это не единственная проблема. Эксперт мрачно прогнозирует массу хлопот в будущем — связанных как раз с выпускниками программы «Болашак».
Молодые управленцы из числа так называемых «болашакеров» могут принести больше вреда, чем пользы, считает политолог Максим Казначеев. Уже сегодня проявляются некие негативные моменты, но худшее впереди — когда они продвинутся еще выше по карьерной лестнице. Например, до уровня главы правительства. Об этом он рассказал в интервью порталу 365info.
— Когда программа «Болашак» только начиналась, на нее возлагались серьезные надежды. Оправдались ли они? Отличается ли «молодая поросль» обученных на Западе управленцев от «старой гвардии»?
— К сожалению, отличаются серьезно, и нужно отметить, что в худшую сторону. Вообще,
мы еще слабо представляем негативные последствия, к которым приведет вся эта эпопея с «Болашаком»
Да, предполагалось, что обучившиеся за рубежом люди смогут привнести в местную административно-бюрократическую систему некие западные стандарты и даже ценности.
Выпускники «Болашака» во власти (Обзор казахской прессы)
Одновременно демонстрируя западные же эффективность и профессионализм. Но по факту, ничего этого мы не получили. Возвращаясь в Казахстан, эти
молодые управленцы просто вынуждены адаптироваться к уже сложившейся системе
и перенимать все негласные правила игры. То есть тех положительных эффектов, на которые мы рассчитывали, нет.
— Ну да, ничего не приобрели. Но ведь получается, что ничего и не потеряли? За исключением расходов на образование. Но в масштабах государства эти цифры мизерны.
— Есть и второе отличие.
Одновременно трансформировалась система продвижения управленцев по службе
В прежние времена чиновник проходил все ступени бюрократической карьерной лестницы и знал изнутри, как все это работает. И самое главное — как взаимодействует с реальной жизнью. Он был знаком с нашими особенностями экономики, социальной сферы и многое другое. «Болашакер» такого опыта просто не имеет и
некритично переносит знания, полученные за рубежом, на казахстанскую почву
В результате львиная доля программ, стратегий развития и тому подобных инициатив делаются по западным лекалам, но в наших реалиях не срабатывают. Потому что их разработчики незнакомы с существующей в Казахстане спецификой работы не только государственного аппарата, но и общественных отношений в целом.
— О какой именно специфике идет речь?
— Например, не учитывается значительная роль различных неформальных связей и контактов. Есть
огромное количество неофициальных договоренностей, и в формальные параметры их не внесешь
То же самое можно сказать про негласное аффилирование крупного бизнеса и в целом взаимодействие элитных кланов.
https://365info.kz/2017/06/trajbalizm-i-agashizm-kak-girya-prikovannaya-k-nogam-chto-meshaet-kazahstanu-uspeshno-razvivatsya/
Простой пример: ставится задача развивать реальный сектор экономики, в рамках которой начинаем давать кредиты банкам второго уровня, чтобы те уже кредитовали предпринимателей. Это, кстати, нормальная западная практика. Но у нас
банки выдают кредиты аффилированным организациям, а потом деньги благополучно выводятся в оффшоры
И это только один из примеров в работе финансовой сферы. То есть получается, что рекомендации сделали по западному опыту, а де-факто они у нас не работают.
Итого пока насчитали два проблемных момента:
Но есть и третий, он менее значим для государства в целом, но играет свою роль. Мы должны учитывать риски аффилированности «болашакеров» с внешними игроками. Нельзя исключать очень серьезную утечку информации об идеях и инициативах, которые только разрабатываются, но в будущем могут повлиять на интересы таковых игроков. И те в свою очередь уже начнут влиять на принятие или непринятие необходимых для себя решений нашим госаппаратом.
То есть
среди «болашакеров» огромное количество иностранных агентов влияния
Причем эти люди могут работать как в интересах других стран, так и коммерческих компаний, банков и так далее. Этот фактор меньший по значимости, нежели первые два, но его сбрасывать со счетов нельзя.
— С «болашакерами» мы еще много чего натерпимся. Пока они занимают низшие и средние ступени в государственном аппарате, но со временем будут подниматься все выше. Уже сейчас некоторые достигли министерских постов.
Не за горами тот день, когда они будут уже на позициях вице-премьеров, премьер-министра и так далее
Негативные тенденции, которые уже сейчас проявляются, усилятся еще больше.
— И что теперь делать? Как обезопаситься от столь мрачных прогнозов?
— Например, агентству по делам госслужбы начать разрабатывать дополнительные механизмы по рекрутированию чиновников.
Чиновники начнут борьбу против коррупции и друг друга — политолог
То есть расширять сегменты внутри Казахстана, из которых будут набираться люди в государственный аппарат. Особое внимание нужно обратить на иностранный опыт, когда привлекают людей из коммерческого сектора. Они более реалистично представляют себе специфику своих отраслей и могут принести более-менее рациональные предложения, которые будут работать.
— То есть это должны быть практики, причем именно из бизнеса?
— Если говорить о социальной сфере, здесь необходимо уделить повышенное внимание различного рода неправительственным и некоммерческим структурам, которые ведут работу напрямую с населением. Например, родительские комитеты или что-то в этом роде.
Эти люди знакомы не только с работой госаппарата, но и с тем, как эта работа воспринимается в обществе
Такого рода каналы обратной связи очень нужны и намного полезнее, нежели ставка на подготовку чиновников за рубежом.
— Есть мнение, что «болашакеры», по сути, оказались консервативнее «агашек». Расчет был на то, что с учебы они привезут передовые технологии управления, а на самом деле нам привезли технологии «завинчивания гаек». Согласны ли вы с ним?
— Соглашусь только с тем, что расчет был действительно на передовые технологии управления. Но он не оправдался — о чем мы говорили ранее. Дело в том, что
«болашакеры» не определяют ничего, они просто встраиваются в систему
И соответственно живут и работают по уже существующим гласным и негласным правилам. Именно поэтому ни о каком повышении эффективности госаппарата в их случае и речи быть не может. Даже
если «болашакер» зафонтанирует идеями новых методов работы, остальной госаппарат этот фонтан быстро заткнет
Получается, нельзя говорить, что именно молодые управленцы вдруг стали больше закручивать гайки. Нет, они просто следуют сложившемуся тренду во внутриполитической сфере.
Все чиновники Казахстана «на крючке» у силовиков — Сатпаев
Им объяснили, что никакого креатива не требуется, а чтобы остаться в обойме, нужно
демонстрировать максимальную лояльность и минимизировать разные фрондерские настроения
Этим и заняты.