Схема проста: обвал рубля дает возможность уронить курс тенге ради соблюдения паритета. Экспортерам Казахстана это крайне выгодно. И раз так — девальвация неизбежна?
Министр нацэкономики Тимур Сулейменов не считает, что экономика Казахстана пострадает в случае обвала рубля — а этот сценарий вполне возможен из-за антироссийских санкций и снижения цены на нефть. По его словам, правительство уже разработало меры регулятивного, фискального и финансового характера. Все это позволит сохранить рост экономики.
Однако экономист Асет Наурызбаев считает нелепым ждать ухудшения ситуации — действовать надо сейчас.
— Хочется спросить, если есть инструменты, чего же вы их прячете? Применяйте их уже сейчас. Сделайте нормальным банковский сектор.
Хватит раздавать кредиты под невыносимые проценты
Поработайте над банковскими нормативами, чтобы 90% заемщиков перестали быть плохими. Делайте правильную оценку рисков. И тогда экономика вместе с банковской системой зашевелится. Сейчас же она напрочь «убита». Весь капитал, который мог быть создан в стране, «отсасывается» через финансовые системы.
А Нацбанк сам поддерживает высокий уровень ставок, размещая свои ноты по безумно высоким ставкам. А все их радужные прогнозы, которые они дают на случай падения курса нацвалюты, это вранье, — категорично заявляет он.
По прогнозам Наурызбаева, обвал курса рубля, а за ним и тенге, неизбежно приведет к негативным последствиям — покупательная способность людей упадет.
Позитивными последствиями будет получение дополнительной прибыли экспортерами
— Думаю, Суйлеменову следовало бы сказать, что в случае падения курса они предпримут меры по изъятию избыточной прибыли с экспортеров и распределению ее среди потребителей. Но это не обеспечит спасение в критической ситуации, — отмечает он.
Экономист Магбат Спанов отмечает, что рассуждая о росте экономики, нужно учитывать, что имеется в виду реальный рост экономики, связанный с увеличением физических объемов выпуска продукции, или финансовый — за счет инфляции или девальвации.
— Лично я глубоко сомневаюсь в реальном росте нашей экономики, потому что даже при благоприятных условиях Казахстан достиг роста почти 4% роста ВВП. Я уже неоднократно говорил: чтобы выполнять «Стратегию-2050», рост должен быть не менее 5-7% ВВП ежегодно. Остальные показатели, на мой взгляд, говорят о некачественном планировании экономики в целом.
У нас возможности есть, есть и желания, но нет четкого понимания, как делать правильно,
— считает Спанов.
По мнению экономиста, в текущий момент в Казахстане наблюдается скрытая девальвация.
— Покупательная способность населения сильно упала. И для того чтобы снизить недовольство, руководство придумывает много социальных программ. Но для их внедрения нужны деньги, а свободных денег в стране нет. Есть один путь — создание макроэкономической среды для развития бизнеса. Но для того чтобы развивать бизнес, нужна в первую очередь демонополизация экономики. А
чтобы шел рост конкурентоспособности внутри страны, необходимо отделить власть от собственности,
— отмечает Спанов.
По его словам,
защититься от влияния антироссийских санкций Казахстану можно только одним путем — отходом от России
Но это нереально, учитывая, что наши страны ближайшие союзники.
— Я сам являюсь большим сторонником ЕАЭС, но вижу, что Россия желает лишь пользоваться, но не хочет помогать, преследуя только свои интересы. Поэтому необходимо использовать возможности для интеграции с Центральной Азией. Многое зависит от руководителей отдельно взятых стран, — заключает он.
Таким образом, тенге как валюта загнан в угол. С одной стороны, вниз его тянет привязка к рублю, с другой — и этот фактор кажется куда более сильным — национальным олигархам выгодна слабая национальная валюта. Вот такой парадокс, при котором антироссийские санкции прямо ударят по Казахстану.