Зачем Узбекистану нужна налоговая реформа? Что она даст стране? Как отразится на малом и среднем бизнесе и будет ли повышена нагрузка на него? Ответит независимый эксперт, экономист Юлий Юсупов.
В Узбекистане продолжается обсуждение проекта Концепции по коренному реформированию налоговой системы. По замыслам разработчиков, революционная программа в случае ее принятия будет способствовать созданию максимально комфортных условий для развития бизнеса, пишет Содружество.
Проект подразумевает уменьшение налоговой нагрузки, унификацию и отмену ряда налогов и обязательных платежей, а также меры по совершенствованию налогового администрирования.
Налоговая система РУз не позволяет экономике эффективно развиваться по следующим причинам:
1. Правила, по которым работает налоговая система Узбекистана, очень сложны, противоречивы и не соответствуют международной практике.
Во-первых, много разных режимов налогообложения: для малого и крупного бизнеса, для торговли, для аграриев, финансовых учреждений, индивидуальных предпринимателей и так далее.
Во-вторых,
много разных правил исчисления одних и тех же налогов для разных категорий и много разных налогов
В-третьих, много отличий от мировой практики в определении налогооблагаемой базы (налогом зачастую облагается то, что не облагается в других странах), особенно по налогу на прибыль и НДС.
В-четвертых, при уплате налогов огромное количество исключений, дополнительных правил, льгот, в том числе индивидуальных (для отдельных предприятий).
Все это делает налоговую систему безумно сложной и непрозрачной, увеличивает издержки налогового администрирования как для бизнеса, так и для финансовых органов.
2. Имеет место общая налоговая нагрузка на экономику. Налоговое бремя в 30-35% от ВВП непосильно для развивающихся экономик. Его могут позволить себе только очень богатые страны.
3. Налоговая нагрузка распределяется крайне неравномерно. Прежде всего речь идет об огромном разрыве в налоговом бремени между упрощенным и общеустановленным режимами налогообложения.
При переходе от одного режима к другому налоговая нагрузка может возрасти в несколько раз. Это означает
невозможность роста бизнеса и использования преимуществ от экономии на масштабах,
что существенно снижает возможности для увеличения конкурентоспособности производителей. Кроме того, предоставлены значительные индивидуальные налоговые льготы, ставящие предприятия в неравные условия (кто-то имеет льготы, а кто-то нет). Все это разрушает конкуренцию, которая является двигателем экономического прогресса.
4. Относительно высокие налоги на труд (на фонд оплаты труда). В настоящее время доходы, превышающие отметку чуть более 200 долларов США в месяц, облагаются по максимальной шкале (с 2018 года — 22,5%),
тогда как в России и Казахстане давно перешли к плоской системе налогов на доходы при ставке налогообложения 12−13%
Плюс высокие социальные отчисления — 25% (для малых предприятий – 15%). Такие налоги не стимулируют рост занятости и поощряют теневую экономику.
5. Вопреки международной практике, в экономике широко применяются налоги с выручки (с оборота). То есть налогами облагается не добавленная стоимость, прибыль, доход и пр., а вся выручка, включая затраты.
Это отчисления с выручки в различные внебюджетные фонды для предприятий общеустановленной системы налогообложения (объединены с 2018 года в один платеж), единый налоговый платеж для малых предприятий, а также для компаний сфер торговли и общественного питания.
Налоги с выручки крайне негативно сказываются на общественном разделении труда, формировании длинных цепочек создания добавленной стоимости. Ведь
чем длиннее цепочка, тем больше налогов придется платить: имеет место двойное, тройное налогообложение
С существующими налогами экономика Узбекистана обречена на вечную роль сырьевого придатка мирового хозяйства. Поскольку создать полноценный цикл производства (от сырья до продукции с высокой добавленной стоимостью) с такими правилами налогообложения невозможно.
Реформа предполагает радикальное упрощение налоговой системы: сокращение числа налогов, налоговых режимов, унификация правил уплаты налогов для разных категорий налогоплательщиков. А также упрощение методов расчета налогов и категорический отказ от индивидуальных налоговых льгот.
В частности, отменяется упрощенный режим налогообложения (кроме аграриев)
Малому бизнесу придется переходить на общеустановленный. Казалось бы, это настоящий кошмар для малых предприятий. Но суть реформы как раз в том и заключается, чтобы укрупнение бизнеса и необходимость платить все положенные налоги больше не было кошмаром.
Для общеустановленного режима налогообложения
планируется суперрадикальное облегчение налоговой нагрузки и налогового администрирования
1. Объединение всех налогов на труд в один налог и революционное сокращение налоговой нагрузки.
Ставка общего налога планируется на уровне 25% от фонда оплаты труда
Это вместо подоходного налога (прогрессивная шкала, максимальная ставка — 22,5%), единого социального платежа (25% для крупных и 15% для малых предприятий) и страховых взносов в пенсионный фонд (8%). Для предприятий общеустановленного режима налоговая нагрузка на труд сокращается примерно в два раза.
2. Упразднение налогов с выручки для предприятий общеустановленного режима — отчислений в государственные целевые фонды (3,2% от выручки в 2018).
3. Снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 12%.
При определении размера ставки ориентировались на соседей – Казахстан и Кыргызстан. Такая мера позволит узбекскому бизнесу на равных конкурировать с предприятиями стран-соседей.
4. Радикальное изменение принципов уплаты налога на прибыль. Налоги на прибыль и на дивиденды объединяются. Облагаться будет только распределяемая прибыль — дивиденды и расходы предпринимателя.
Облагаться будет только та прибыль, которая изымается из предприятия его собственником
При этом ставка налога устанавливается на уровне ставки подоходного налога – 25%.
Задачи данной меры:
а) стимулировать инвестиционную активность бизнеса (расходы на инвестиции выводятся из налогообложения),
б) значительно упростить налоговое администрирование (налог на прибыль самый сложный для расчетов).
5. Снижение налоговой нагрузки по налогу на имущество юридических лиц за счет поэтапного снижения ставки (до 2,5% в 2019 году и до 1% до 2021 года).
6. Упрощение и электронизация расчетов налогов. Одна из ключевых проблем общеустановленного режима – сложность расчетов существующих налогов.
Задача налоговой реформы – автоматизировать расчеты и сделать их предельно простыми
7. Совершенствование механизмов налогового контроля. Налоговики должны будут перейти с прямых проверок на преимущественно камеральный контроль, когда недобросовестные налогоплательщики выявляются по косвенным показателям их деятельности.
Если говорить о разных категориях налогоплательщиков, их можно разбить на три группы:
1. Предприятия, которые сегодня работают на общеустановленном режиме.
Для них налоговая нагрузка и налоговое администрирование существенно сокращаются
2. Малые предприятия с годовым оборотом менее 1 млрд сумов, если они захотят остаться на налоге с оборота. Для них также сокращается налоговая нагрузка, в частности уменьшаются налоги на труд.
Но на месте руководителей предприятий я бы подумал и посчитал. Уплата 12% НДС может оказаться выгоднее, с учетом того, что цепочки уплаты не будут прерываться и компании смогут получать зачет. Кроме того,
неплательщику НДС в новых условиях будет сложно продать свой товар,
так как его покупатели (если являются плательщиками) не смогут сделать свой зачет при уплате НДС.
3. Предприятия, работающие сегодня в упрощенном режиме, но оборот которых превышает 1 млрд сумов в год. Такие должны перейти на общеустановленный режим. Существующие опасения со стороны руководителей и финансистов этих предприятий связаны с непониманием того, что
общеустановленный режим кардинально поменялся и стал «пригодным». Не надо бояться на него переходить!
Он теперь совсем другой.
Большинство предприятий последней категории
при переходе на общеустановленный режим не проиграет или даже выиграет по сравнению с текущей ситуацией
Для того чтобы в этом убедиться, надо просто грамотно посчитать общую налоговую нагрузку, а не сравнивать ставки по отдельным налогам.
Но для некоторых предприятий этой категории налоговая нагрузка может действительно несколько возрасти. Это касается в первую очередь тех, кто предпочитает «вытаскивать» заработную плату через дивиденды.
Теперь в этом не будет смысла, так как налог на оба дохода одинаков
Кроме того, налоговая нагрузка может возрасти в отраслях, где в себестоимости незначительна доля сырья и материалов. А это прежде всего услуги.
Соответственно, при уплате НДС нечего будет отправлять в зачет. В таких отраслях цены немного могут подняться, чтобы компенсировать потери производителей. Но зато в других отраслях за счет сокращения налоговой нагрузки цены будут иметь тенденцию к снижению.
Такие структурные изменения — неизбежная плата за устранение накопившихся диспропорций налоговой системы
С точки зрения экономики в целом налоговая реформа позволит радикально улучшить условия ведения бизнеса. Это приведет к привлечению дополнительных инвестиций, в том числе и иностранных, ускорению экономического развития, легализации части теневой экономики, увеличению занятости, доходов населения и поступлений в бюджет. В итоге выиграют все.
В январе 2018 года президент Нурсултан Назарбаев предложил снизить налоги в 10 раз для низкооплачиваемых сотрудников – до 1%.
Это вызвало большой резонанс в обсуждении концепции налоговой реформы в Узбекистане
Стоит особо отметить, что у стран совершенно разные налоговые системы и задачи в области их реформирования. Поэтому сравнивать действия совершено бессмысленно.
Скажу только, Концепция налоговой реформы предусматривает революционное сокращение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, что будет способствовать росту занятости, доходов работников и выводу экономики из тени.