Уже несколько лет представители традиционного исламского духовенства называют ваххабитов фундаменталистами и призывают запретить их на законодательном уровне. Почему это религиозно-политическое движение так не любят официальные представители? И почему мусульмане никак не могут договориться между собой по этому вопросу?
Призыв запретить ваххабизм в 2018 году впервые прозвучал на уровне Межрелигиозного совета России, пишет РИА Новости.
С этой идеей выступил муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. Журналистам он пояснил, что эту идеологию используют различные террористические группировки, и речь идет о запрете конкретных организаций.
Сам же ваххабизм он назвал «человеконенавистнической идеологией»
«В нашей стране ваххабиты представляют совокупность разнотипных структур, они развиваются и эволюционируют. После такого запрета их деятельность значительно усложнится, что сократит приток людей в террористическое подполье», — считает муфтий.
«Мы, дагестанцы, испытали на себе все последствия ваххабизма. В суровый 1999 год (когда боевики Шамиля Басаева вторглись на территорию республики. — прим. ред.)
все начиналось с этой идеологии, которая перетекла в сплошной террор и насилие»,
— отмечает заммуфтия Дагестана Ахмад Кахаев. Он поддерживает предложение единоверцев из Татарстана.
Однако далеко не все члены Межрелигиозного совета с ними согласны. Совет муфтиев России отозвал своего представителя буквально за считанные минуты до начала заседания, объяснив этот демарш тем, что введение принципа «преследования верующих за убеждения», а не за конкретные противоправные действия
«самым пагубным образом скажется и на мусульманском сообществе России, и на межнациональном согласии,
и на правовой культуре российского государства». При этом Совет муфтиев России в своем официальном заявлении подчеркнул, что глубоко осознает «жизненную важность противодействия идеологии нетерпимости и прилагает на этом пути множество усилий».
Ваххабизм — сравнительно молодое течение в исламе, возникшее в XVIII веке на Аравийском полуострове. Ваххабиты, то есть последователи саудовского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, боролись против османского владычества.
«В основе этой идеологической доктрины лежит стремление вернуться к «чистому» исламу VII века. То есть, в понимании сторонников ваххабизма, к бытовому аскетизму, строгому единобожию, буквальному толкованию Корана и Сунны, суровой патриархальной морали и завоевательным войнам во имя утверждения истинной веры.
Ваххабизм отвергал все неаравийское, неарабское, все, что не имело корней в раннем исламе (к примеру, табак или кофе)
Ваххабиты боролись с культом святых и нещадно разоряли мусульманские святыни, считая их непозволительной роскошью и грешным «многобожным» нововведением», — объясняет исламовед Всеволод Золотухин.
По сути, ваххабизм — ультраконсервативная идеология, привлекательная «уравнительными лозунгами», не признающими различий между сословиями.
В России действуют 83 муфтията. Это слишком много, отмечал еще в 2016 году глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов. Два муфтията претендуют на главенство в российском исламе — Духовное управление мусульман России (действующее в составе Совета муфтиев России) и Центральное духовное управление мусульман России (старейшая в стране мусульманская религиозная организация). Есть также Духовное собрание мусульман России, образованное в конце 2016 года.
Помимо них, крупнейшими исламскими организациями считаются Координационный центр мусульман Северного Кавказа (объединяющий несколько муфтиятов), Духовное управление мусульман Республики Татарстан и Духовное управление мусульман Республики Дагестан, крупнейшее в стране по числу мечетей (около 3 тыс.).
Всего же в России, по разным оценкам, от 12 до 20-25 млн мусульман
И муфтий Татарстана далеко не первый из мусульманских деятелей, призывающих запретить ваххабизм. В августе 2016 года в Грозном ряд исламских религиозных организаций приняли фетву (правовой документ в исламе — прим. ред.), объявляющую последователей ваххабитского течения «не истинными мусульманами». Но Совет муфтиев России не поддержал эту инициативу, призвал тщательно разобраться в вопросе и создал для этого специальную богословскую комиссию.
Каждый из российских муфтиятов понимает ваххабизм по-своему, отмечает исламовед Аликбер Аликберов. «Ваххабизм бывает разный. Например, Чечня столкнулась с откровенными экстремистами, которые прикрывались исламскими лозунгами», — говорит он.
Если же говорить о запрете ваххабизма как идеологии, неизбежно возникает серьезная проблема, поскольку ваххабизм — очень широкое явление, говорит эксперт.
В нем много составляющих — от свойственного всем ригоризма, стремления к чистоте вероучения до откровенного экстремизма
«Именно правовая неопределенность самого понятия ваххабизма — причина того, что его очень сложно включить в правоприменительную практику. Никто точно не может сказать, что именно надо запрещать. Ведь общие с ваххабизмом элементы есть, например, в суфизме, от этого никуда не денешься», — поясняет Аликберов.
«Другая проблема — как обозначить вот эту человеконенавистническую идеологию, которая скрывается под личиной разных учений», — говорит Аликберов.
Это, отмечает он, требует «выработки консенсуса» внутри самой исламской общины. Проблема как минимум нуждается в «деликатном и серьезном обсуждении». Благо в умме есть единодушное желание побороть экстремизм под лозунгами ислама и отмежеваться от экстремистов.
В Госдуме России также считают, что вопрос ваххабизма непростой. Ведь саму идеологию запретить невозможно, говорит замглавы думского комитета по делам общественных и религиозных организаций Дмитрий Вяткин.
«Можно законодательными, административными или силовыми мерами ограничить распространение материалов, где эта идеология исповедуется. Выявлять скрытые ячейки, пресекать вербовку сторонников в те или иные организации. А как запретить идеологию саму по себе?» — отметил депутат.
Впрочем, судя по жестким спорам среди мусульманских лидеров и сдержанным комментариям со стороны представителей власти и экспертов, дискуссия только начинается.