Недавно новый министр труда и социальной защиты населения Мадина Абылкасымова анонсировала новые инициативы. В частности, для легализации теневого рынка труда предлагается ввести специальный налоговый режим – единый совокупный платеж (ЕСП). Однако эксперты считают, что эта мера не поможет.
Государство не оставляет попыток легализовать теневой рынок труда, пишет Саясат. Этот вопрос сегодня является ключевым в повестке социального блока. Общее количество самозанятых в Казахстане составляет от 2 млн — до 40% экономически активного населения, однако точное количество никто не знает.
Но в правительстве точно знают, что самозанятые – это люди, которые скрывают свой регулярный доход, не платят налоги, пенсионные, медстраховку и пользуются всеми благами отечественного соцобеспечения.
Кроме того, вопрос имеет и политический оттенок, поскольку, как считают эксперты,
проблема самозанятых повышает протестный потенциал
Одним словом, мотивы более чем серьезные.
Для решения проблемы в руководстве профильного министерства произведена ротация, с которой Акорда связывает надежды перезапустить сложные отношения государства с самозанятыми.
И вот недавно новый министр труда и социальной защиты населения Мадина Абылкасымова анонсировала новые инициативы. В частности,
для легализации теневого рынка труда предлагается ввести специальный налоговый режим – единый совокупный платеж (ЕСП),
который объединяет 4 платежа — ИПН, ОПВ, взносы в ФСМС и ГФСС.
«Хорошо, что на самом верху уже понимают, что не может огромная масса людей быть вне официальной экономики, — говорит экономист Магбат Спанов.
– Теперь нужно определиться с точным количеством, потому что у высших чиновников постоянно звучат разные цифры. А чтобы узнать цифры реальные, в ходе предстоящей переписи населения, которая будет в 2019 году, казахстанцам, возможно, придется ответить на вопросы, позволяющие выявить истинное количество незарегистрированных безработных и самозанятых».
Эксперт также отметил, что меры, принимаемые по легализации доходов самозанятых, не дадут нужного результата, так как
эти люди чаще всего юридически безграмотны и к тому же боятся, что от уплаты налогов еще больше обеднеют
«Они не знают, что значит обелить свои доходы, какую часть им придется ежемесячно отдавать и чем может обернуться случайно допущенная ошибка в декларации, — объясняет Спанов.
— А у наших властных структур в то же время
сформировалось отношение к населению по принципу «народ все стерпит»
– нет четкого разъяснения того или иного нововведения. Министры старательно отчитываются только перед президентом. О чем они докладывают на важных правительственных заседаниях», простому человеку не понять».
Для легализации самозанятых планируется ввести новый налог, но из-за отсутствия достоверных данных о заработке фрилансеров, установить справедливый размер отчислений невозможно. Поэтому власти решили все упростить. Новый налог будет единым платежом, объединяя налог и все социальные платежи.
Размер платежа будет составлять 1 МРП (2 405 тенге) в месяц для горожан и 0,3 МРП для сельских жителей (722 тенге)
«Сейчас хотят установить финансово необременительные правила игры, где вся задумка в том, чтобы самозанятые начали добровольно вносить небольшой комплексный платеж. Но вопрос на засыпку: зачем им это надо? — интересуется экономист Петр Своик.
— Правительство планирует применить «кнут»: не будешь платить — не будет пенсии, в больницах не обслужат
и справку с места жительства никто не даст. Но людям должно стать выгодно платить налоги, а для того чтобы это стало выгодно небогатому самозанятому, ничего не делается.
С другой стороны, за 2,5 тысячи решить проблемы пенсионной системы, медстрахования и бюджета — это, конечно, несерьезно».
К тому же, как считает Своик, у правительства нет возможности реализовать любые свои угрозы в адрес самозанятых и безработных, потому что их слишком много.
«У нас формальная легальная занятость составляет примерно 60% от всей рабочей силы, а 40% экономически активных граждан Казахстана просто не имеют возможности легально трудоустроиться и находят способы существования каким-то неформальным образом, — говорит экономист.
— Озаботившись легализацией самозанятых, государство пытается их уговорить или заставить. Уговорить-то можно, но только временно. А если человек перестанет платить, что с ним сделать?
Поймать за руку фрилансера, который берет частные заказы, практически невозможно»
«Если реформа медстрахования исключит почти 3 млн жителей трудоспособного возраста из системы здравоохранения, это однозначно может привести к социальным конфликтам», — добавляет Спанов.
Самозанятые с большей охотой согласились бы легализоваться, если бы государство выдавало, например, кредиты под залог пенсионных накоплений или за счет накоплений выделялись гранты на образование, считает Своик.
«Люди не доверяют государству, поэтому государство должно создать такую атмосферу и такую среду, в которой хочется работать легально, — добавляет Спанов. — Мне кажется, для того чтобы люди «выходили из тени», необходимо предусмотреть стимулирование в рамках каких-то субсидий.