Карине Бектур 27, исследователь в сфере экономики здравоохранения, PhD студент направления health service and population research. Она переехала с семьей в Лондон и рассказала, как ей удается совмещать семейную жизнь и науку.
Изначально я училась по программе бакалавриата в Великобритании, — рассказывает девушка проекту WE. — Это было с 2009 по 2013 годы. Следующие 3 года мы прожили в Казахстане, и в 2016 году, после окончания магистратуры, переехали в Лондон.
С детства я хотела стать ученым, мне нравилась фармакология и все, что с этим связано. На момент окончания школы такой специальности в Казахстане не было. Я подала документы на программу «Болашак» и по ее условию после завершения обучения вернулась в Казахстан. В течение месяца после получения уведомления об окончании университета меня приняли на работу в Назарбаев Университет. Так началась моя трудовая научная деятельность.
С мужем мы познакомились во время учебы в Лондоне
После окончания программы бакалавриата успели пожениться, потом работали и жили в Астане. У нас родилась дочка, а когда ей исполнился годик, мы снова перебрались в Лондон.
Если ты идешь в научную сферу деятельности, это подразумевает академический рост. То есть чтобы утвердиться как ученый, нужно получить одну степень, вторую, третью. Доказать, что ты сам можешь вести проекты.
Сначала я хотела получить опыт работы, более узкое направление, которое могла бы выбрать для магистратуры. Так как моя работа в Назарбаев Университете была связана с анализом программ здравоохранения, я поняла, что мне нужны более систематизированные познания в экономике — как составляются государственные программы, какие аспекты стоит учитывать и т. д.
Я поступила на программу магистратуры Graduate School of Public policy в Назарбаев университет. Master of public policy — двухгодичная программа, я окончила в 2016 году. Во время последнего семестра подавала на разные гранты PhD, который мне дали в январе 2017.
Так как по моему узкому направлению — сфере экономики и здравоохранения — степени дают не так много университетов, Великобритания в этом направлении лидирует. Я хотела получить образование из лучших источников, поэтому остановила выбор на Лондоне.
Насколько я помню, меня впечатлили университеты, библиотеки, ресурсы, которые предоставляются студентам, и то, как организовано обучение. Я люблю учиться и для меня это было важно.
Этот город не для всех, но такой ритм жизни мне тогда понравился
На своем пути я встречаю людей, которые также заинтересованы наукой. Неважно, в Астане или Лондоне, все они любят свои проекты. У меня везде были хорошие научные руководители.
В плане науки и обустройства университета, в первую очередь я бы отметила горизонтальную иерархию. То есть любые вопросы легко можно обсудить с главой департамента, двери всегда открыты, нет чинопочитания.
Второе — самокритичность: наш университет постоянно в погоне за самосовершенствованием, в данном случае это значит признавать открыто, если что что-то не так, например, проблема с pay gap. Сейчас это обсуждается, у нас есть различные программы по поддержке женщин-исследователей.
Прозрачность здесь во всем. На сайте моей исследовательской группы всегда видно, какие у нас проекты, сроки, откуда финансирование и .т. д. То есть в целом уровень подхода к исследованиям, отчетности и менеджменту высокий.
Лондон, который я видела во время бакалавриата, и Лондон, в котором живу сейчас, это два разных города
Сейчас все ориентировано на семейную жизнь — от средств передвижения до района проживания.
Если сравнивать Астану и Лондон,
кто-то может сказать, что в Лондоне намного комфортнее, но лично для меня это не так
Когда я переезжала в Англию с семьей, мне было сложно. Можно сказать, что я покинула зону комфорта. В Астане нам помогали друзья и родители, а в Лондоне мы сами по себе.
В Лондоне запутанная система многочисленных налогов, в каждом районе города разная налоговая ставка. У всех свои правила, и они могут отличаться, вплоть до правил сортировки мусора. Но в целом англичане эти правила любят. И еще больше любят их соблюдать.
В Англии развита сфера образования. Здесь созданы отличные условия для детей. Есть частные и государственные детские сады. В частные можно отдавать ребенка с 3 месяцев и различные варианты, как воспользоваться услугами. Все зависит от того, сколько по времени тебе нужно — полдня, день.
Здесь строго регулируется деятельность нянь. У каждой есть гослицензия об оказании услуг.
Нанимая няню, мамам не приходится бояться, потому что у каждой есть специальное образование
и описана вся прошлая деятельность. Нашей дочери сейчас два года и она ходит в детский сад.
В плане уклада семейной жизни самое первое, что замечаешь, это что деток здесь рожают попозже. В основном мои подруги-мамочки старше меня на 10—15 лет.
В Лондоне пары работают, живут для себя и рожают первого, а может и единственного ребенка, уже к 35—40
Второе, это участие отцов в воспитании малышей. В Казахстане с грудничками я видела только мамочек, в Лондоне же во всевозможных развивашках, бассейне или на уроке балета много пап с дочками. Или папа гуляет, а в слинге у него крошечный грудничок.
В этом плане можно сделать себе гибкий график на работе — как маме, так и папе — и успевать со всеми детскими делами.
Иногда бывает, что папа берет декретный отпуск, а мама продолжает карьеру
Еще одно отличие — это как здесь закаляют деток: их не кутают, малыши часто без шапок, и такой подход начинается с грудничкового возраста. Кашель и насморк — это не повод не пойти в садик. Если температура, вот тогда домой. А так считается, это нормальный процесс становления иммунитета у малышей.
Врачи в Лондоне никогда не дадут вам огромные списки лекарств. В Казахстане меня всегда поражало, что «лекарства» прописывают без доказательной базы. В Лондоне антибиотики выписывают очень осторожно, и мне это нравится.
В целом медицина для детей бесплатная и, исходя из моего опыта, работает быстро
Но так, надо признаться, не везде: я слышала о больших очередях от других родителей. Еще в Великобритании есть система childcare vouchers — это определенные суммы, которые откладываются с зарплаты и не облагаются подоходным налогом, родители могут их тратить только на уход за ребенком — садик или няню.
Некоторые родители начинают собирать эти ваучеры, когда только планируют заводить детей, чтобы накопить хорошую сумму, так как садики довольно дорогие.
Государство оплачивает 30 часов детского сада в неделю, если оба родителя работают полный день, и 15 часов — если один родитель работает full time, плюс еще есть условие по доходу в год.
Еще одно отличие — это активное участие бабушек и дедушек в воспитании и уходе за детками. В Казахстане, я думаю, это норма. В Лондоне — нет. Если я вижу бабушек или дедушек с внуками, скорее всего, они из Азии или России.
Мне нравится, что с детками тут сразу разговаривают как со взрослыми, чтобы не было детского лепета
Двухлетние малыши хорошо говорят с артиклями и правильной грамматикой. В целом здесь относятся к малышам с уважением, как к взрослому человеку, и всегда вежливо, дети отвечают так же. У меня не было опыта с детьми постарше, поэтому пока могу рассказать только про дошкольный возраст. Кстати, школа тут начинается с 4-х лет.
Еще для Лондона актуально большое количество смешанных браков и детей-билингвов
В садике у дочки, например, практически все дети знают два языка. Родители либо иммигрировали, либо из разных культур, стран.
Формирование моей личности как таковой произошло в Лондоне во время студенчества. Определенно, я стала самостоятельнее, особенно в плане учебы.
Студенты в Великобритании относятся к учебе очень ответствено. Преподаватель ожидает, что если студент тратит деньги на обучение, значит ему это нужно. И это так, потому что каждый учится для себя.
Тут я научилась критическому мышлению
Все 11 лет в школе меня учили знать правильный ответ. А в Лондоне от студентов ждут именно критического мышления. Британский подход к оценке эссе опирается на идею недостижимости идеала. Оценка «отлично» начинается с 70 баллов, а мне, как человеку, который хотел максимальные 100, объяснили, что так не бывает.
Смысл обучения не в том, чтобы получить баллы, а в том, чтобы самосовершенствоваться: проводить исследования, искать примеры, анализировать.
В Казахстане есть практика, что у любого действия должен быть положительный результат, и если ты его не достиг, это плохо. А здесь я научилась тому, что человек не всегда должен быть прав. Результат исследований не обязательно должен быть таким, каким ты его ожидал. Даже если ты опроверг собственную гипотезу, это ценно и об этом нужно писать и нужно дать знать научному сообществу.
Важно, чтобы в исследованиях уделялось должное внимание этической составляющей. В Англии регулируется практически все на свете и оговаривается, как проводить интервью, опросы и пр. Здесь важна конфиденциальность и безопасность данных пациентов. Уважение, которое проявляется с этической точки зрения, показывает уровень науки.
У нашей семьи получается совмещать всю деятельность, потому что мы целеустремленные и трудолюбивые. Работа мужа, мои исследования, ребенок — все можно совместить.
У нас это получается, потому что мы команда
У нас четко распределены обязанности и каждый их выполняет. Мой муж для меня большая поддержка и опора, он помогает мне развиваться в научной сфере.
Мы стараемся, чтобы выходные были проведены с толком, заранее планируем, куда и как поедем, ходим в разные развивающие места. Хочется, чтобы дочери было интересно, чтбы она могла учиться и развиваться. К примеру, в Лондоне есть Музей наук, в котором много разных выставок для детей. И мне нравится, что он бесплатный.
Правительство решило, что вклад в развитие и образование гораздо выше доходов от продажи билетов.
Мне нравится материнство и нравится то, как я могу учить дочь, помогать ей развиваться. Она толерантная и вежливая, как англичане. Думаю, жизнь здесь поспособствовала этому.
После того как я окончу PhD программу, планирую вернуться в Казахстан. Мой проект, которым я занимаюсь, про Казахстан. Надеюсь, что результаты моего исследования смогут донести лицам, принимающим решения, какие изменения в сфере здравоохранения будут полезны.
Надеюсь, что у меня будет достаточно доказательств из моего исследования. И мне хотелось бы, чтобы они были использованы. Я планирую продолжить работу в Назарбаев Университете.