Ровно 32 года назад произошла Чернобыльская катастрофа — событие, навсегда изменившее мир. Мы знаем о ней, но не все помнят героев, которые ценой своей жизни спасли миллионы людей…
Только через пять дней после самого взрыва на Чернобыльской АЭС ученые осознали всю опасность происходящего. Соприкосновение плавящегося ядра реактора и воды спровоцировало бы паровой взрыв невероятной силы. Большая часть Европы после этого превратилась бы в зараженную радиацией пустыню.
Почти двести тонн расплавленного ядерного топлива секунда за секундой уничтожали стальную прослойку над водными резервуарами. Пять миллионов галлонов воды использовались на станции как теплоноситель, отделяла же воду от ядра обычная, пусть и толстая бетонная стена. Расплавленная активная зона прожигала плиту насквозь, пробираясь к воде.
Чем бы это грозило миру? Привожу слова историка Стефен МакГинти:
Это повлекло бы за собой ядерный взрыв, который, по расчетам советских физиков, вызвал бы испарение топлива в трех других реакторах, сравнял с землей 200 квадратных километров, уничтожил Киев, загрязнил систему водоснабжения, используемую 30 миллионами жителей, и на более чем столетие сделал северную Украину непригодной для жизни.
Решено было проникнуть к запорным клапанам через затопленные камеры четвертого реактора. Для этого дела требовались опытные дайверы, к тому же досконально знающие АЭС и не боящиеся смерти. По счастью, такие нашлись.
Валерий Безпалов — военный и инженер завода, Алексей Ананенко — инженер, знавший точное расположение нужных клапанов, Борис Баранов — рабочий, взявшийся обеспечить освещение во время операции. Все, о чем попросили эти люди, позаботиться об их семьях после того как они умрут.
Почти сразу после погружения начались проблемы: в бассейне было темно, а фонарь Баранова постоянно гас, да и свет его был очень тусклым. Закончить смертельно опасную работу в кратчайшие сроки не выходило, дайверы просто не могли найти нужные клапаны.
Миссия удалась, несмотря на то что лампа Бориса погасла вскоре после погружения в воду. Но перед этим водолазам удалось найти трубы, по которым они в кромешной тьме добрались до клапанов. Вернувшись, Алексей Ананенко дал интервью советским СМИ. Не было и малейших признаков того, что этот человек получил смертельную дозу радиационного отравления. Но никому из смельчаков не удалось избежать своей судьбы…
Лучевая болезнь проявилась у всех троих уже в первые дни. Жить храбрецам оставалось всего несколько недель. Алексей и Валерий умерли через десять дней в одной из московских больниц. Борис прожил немного дольше. Хоронили их в свинцовых гробах, поскольку тела оказались насквозь пропитаны радиацией. Алексей Ананенко, Валерий Беспалов и Борис Баранов — запомните имена тех, кто ценой собственной жизни спас миллионы людей.