В этом году исполняется 50 лет с тех пор, как во время тренировочного полета погиб первый космонавт Земли Юрий Гагарин. С тех пор не утихают споры, мог ли Гагарин выжить в том роковом полете? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо восстановить ход его последнего полета 27 марта 1968 года.
Сразу после трагедии для расследования катастрофы самолета с первым космонавтом на борту была создана авторитетная комиссия, пишет Русская Семерка. Ее члены установили, что испытываемый истребитель УТИ МИГ-15 перед вылетом был проверен техниками и находился в отличном состоянии. Причем проверял самолет в том числе и летчик-испытатель 1 класса, разбившийся вместе с Ю. А. Гагариным – В. С. Серегин.
Об отличной подготовке к полету Гагарина и говорить не приходится, он мог совершать и намного более сложные полеты. При этом общественность страны больше всего волновало, почему Гагарину после полета в космос не запретили летать совсем. Ведь
каждый полет — это риск, подвергать которому первого космонавта Земли было недопустимо
В этой связи интересно отметить тот факт, что Гагарин и сам не собирался подниматься в небо до 1 мая 1968 года — полетам мешала учеба. Космонавту необходимо было готовиться к защите диплома. В связи с этим 2 декабря 1967 года он подал рапорт с просьбой освободить его от обязанностей заместителя начальника по летно-космической подготовке до 1 мая 1968 года. Ходатайство было удовлетворено.
Если Гагарин, как добросовестный студент, отгулял бы свой отпуск целиком, остался бы жить
Но, к сожалению, защита дипломной работы состоялась 17 февраля 1968 года, после чего Гагарин, получив диплом инженера с отличием, принял решение досрочно вернуться к полетам. В воздух после отпуска в первый раз он поднялся 13 марта, а 27 марта погиб.
Предполагалось, что после полета Гагарин сможет самостоятельно летать на МИГ-17. Для первого космонавта был даже выделен самолет МИГ-17 с бортовым номером 19. За несколько дней перед роковым полетом Гагарин прошел медицинский осмотр, в ходе которого было отмечено, что он совершенно здоров. После предполетной подготовки Серегиным первый космонавт утвердил и подписал полетный лист.
Все проходило в штатном режиме. После рапорта механика о готовности машины к полету пилоты поднялись в кабину. Гагарин разместился в ее передней части, Серегин в задней. В 10 часов 19 минут 27 марта 1968 года самолет под управлением Гагарина поднялся в воздух.
Спустя 11 минут Юрий Алексеевич доложил на землю о завершении необходимых упражнений и попросил разрешение на возвращение, которое было получено. Однако спустя минуту самолет врезался в землю. При этом комиссия, расследовавшая трагедию, точно
установила, что силовые установки самолета исправно работали до удара о землю
Следовательно, дело было не в неисправностях самолета. Данные комиссии были собраны в 30 увесистых томов, но неисправности в самолете найдено не было. Трагедию списали на высокую облачность. Нижний слой облаков находился всего в 500-600 метрах от земли, и пилоты в условиях ограниченной видимости могли просто ошибиться.
При этом специалисты комиссии отмечали, что полет Гагарина с Серегиным проходил на небольшой для данного самолета скорости около 500 км/ч, а из штопора машина всегда выходила без особых проблем.
Удивительным выглядел тот факт, что оба пилота до удара о землю были совершенно спокойны и уверенно управляли самолетом.
Версия о полете в нетрезвом состоянии не подтвердилась. Диверсия также была исключена
Оставался единственный вывод — разворачивая самолет в отсутствии видимости горизонта, Гагарин ошибся и самолет ушел в пике.
Достоверно установить, что же произошло 27 марта 1968 года, можно будет только после рассекречивания архивов и тщательного исследования останков самолета, которые поныне хранятся в подмосковном НИИ № 13 министерства обороны.
Личность Юрия Гагарина обросла множеством сенсационных, но малоправдоподобных историй. Однако реальные факты из жизни первого космонавта впечатляют не меньше.
В 1955 году Юрий Гагарин поступил в Оренбургское авиационное училище. Преподаватели характеризовали курсанта как уверенного в своих силах молодого человека, который не боялся отстаивать свою точку зрения. Любимым его словом было «работать».
Высокая требовательность к себе и другим порождала конфликты. Однажды, когда Гагарин был помощником командира взвода, его избили подчиненные. Говорят, из-за его чрезмерной строгости. После инцидента Гагарину пришлось провести в госпитале целый месяц.
В период учебы в летном училище Гагарину долго не давалось умение сажать самолет
Скорее всего, сказывался недостаточный налет часов в аэроклубе. Несмотря на превосходные результаты по всем дисциплинам, руководство училища настаивало на отчислении курсанта. Но по просьбе инструктора Гагарину все же разрешили дополнительные тренировки.
Позднее начальник училища предположил: «Возможно, все проблемы из-за невысокого роста курсанта (165 см), что искажает угол обзора». Во время следующего полета для Гагарина увеличили высоту сиденья за счет толстой подкладки и будущий космонавт справился с посадкой на «отлично».
Многие обратили внимание, что на шлеме космонавта Гагарина то появляется, то исчезает надпись «СССР». История этой надписи до конца не выяснена. Многие заявляют, что аббревиатура была нанесена заблаговременно. Но не все.
Летчик-испытатель Марк Галлай, присутствовавший при старте «Востока-1», рассказывал, что надпись возникла в самый последний момент. По его словам, за 20 минут до выезда Гагарина на космодром начальство вспомнило про шпионский полет американца Фрэнсиса Пауэрса. И чтобы космонавта не спутали с диверсантом, было приняло решение нанести на шлем заветные буквы. Причем рисовали наспех, даже не снимая шлем с Гагарина.
Перед полетом корабля «Восток-1» на стадии проверки герметичности датчик на люке не выдал необходимый сигнал. До старта оставалось крайне мало времени – неполадка могла привести к переносу столь важного для страны запуска.
Тогда ведущему конструктору «Востока-1» Олегу Ивановскому с группой механиков пришлось продемонстрировать все свои способности. Очевидцы говорят, что в считанные минуты, на зависть нынешним механикам «Формулы-1», специалисты отвинтили 30 гаек, поправили датчик и вновь закрыли люк. Старт был осуществлен в назначенное время.
Во время входа в атмосферу в спускаемой капсуле Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время замалчивали. Он прокричал: «Я горю! Прощайте, товарищи!».
В действительности Гагарин тогда не имел представления, как будет выглядеть корабль при входе в плотные слои атмосферы. Увидев в иллюминатор полыхавший корпус капсулы, он предположил самое страшное. Последующие космонавты были уже готовы к этому впечатляющему зрелищу.
Причины того трагического полета на МиГ-15УТИ в марте 1968 года обсуждаются до сих пор. Но мало кто знает, что Юрий Гагарин готов был умереть задолго до него, перед знаменательным полетом в космос он оставил завещание.
В череде трогательных фраз, адресованных человечеству, Юрий Алексеевич нашел слова для своих близких и жены. Это были простые пожелания обычного человека, касающихся поступков «если что случится».