Бельгийская неправительственная организация «Международное партнерство по правам человека» совместно с 6 НПО Центральной Азии выпустила отчет о нарушении прав человека в регионе. В частности в нем говорится о цензуре в Казахстане и бюрократических препятствиях, мешающих реализации фундаментальных прав человека.
Отчет «Риски в борьбе за справедливость и права человека в Центральной Азии. Защита гражданского общества в регионе в 2017 году» был выпущен в конце марта 2018 года.
Авторами выступили 7 НПО:
«Посредством этого отчета мы бы хотели обратить внимание международного сообщества на текущее состояние гражданского общества в регионе, которое зачастую ускользает от внимания.
А также мобилизовать поддержку для привлечения властей стран Центральной Азии к ответственности за нарушения фундаментальных прав и свобод», – сказала Брижитт Дюфор, директор МППЧ.
Одно из проявлений этого авторы отчета видят в нарушении права свободы слова.
В первую очередь с цензурой сталкиваются СМИ
«У средств массовой информации оказалось мало возможностей для выражения альтернативных взглядов. За прошедшие несколько лет в стране закрылось большинство независимых и критически настроенных по отношению к властям СМИ <…>
На несколько оставшихся независимых СМИ, а также журналистов, блогеров и других лиц оказывалось постоянное давление, включая аресты и уголовные преследования.
Кроме того, чиновники и другие публичные деятели в качестве меры воздействия продолжили подавать судебные иски о клевете к тем, кто критиковал их политику и действия», — пишут авторы отчета.
Отдельно авторы доклада обращают внимание на поправки законодательства в законе о СМИ. Помимо некоторых послаблений (вроде снижения штрафов за нарушение техтребований), в закон были внесены и ужесточающие статьи. Вроде получения согласия на публикацию данных, содержащие личные и семейные тайны.
Некоторые пункты авторы отчета считают ограничением конституционных прав, в первую очередь – свободы слова
«Национальное законодательство устанавливает слишком общие основания для блокировки доступа к «онлайн»-информации, которая считается незаконной. Например, интернет-провайдеров могут попросить заблокировать доступ к интерактивным «онлайн»-ресурсам без постановления суда.
В частности, если веб-сайт содержит призыв к «экстремистским» действиям, «массовым беспорядкам» или несанкционированным протестам. Доступ к веб-сайтам может быть полностью заблокирован в связи с обвинениями в незаконности размещенного на них определенного материала», — пишут авторы отчета.
Приведены и конкретные цифры:
в 2017 году в республике было заблокировано около 3 тыс. сайтов и отправлено около 270 тыс. запросов на удаление
данных подобного рода сообщений из соцсетей. При этом в отчете приведено несколько конкретных примеров преследования журналистов, блогеров и различных активистов.
Сталкиваются с проблемами и неправительственные организации. Все они должны быть внесены в правительственную базу данных, а также ежегодно предоставлять результаты своей работы. Это, по мнению авторов отчета, лишь добавляет НПО формальной отчетности.
«Поправки в Налоговый кодекс, вступившие в силу в октябре 2016 года, включают дополнительные обязательства по отчетности для НПО с иностранным финансированием определенных видов деятельности.
Согласно этим поправкам, все лица и организации, получающие любое иностранное финансирование на оказание юридической помощи, изучение общественного мнения или сбор/анализ/распространение информации, должны отчитываться перед налоговыми органами в получении таких средств.
Несоблюдение требований может караться штрафами <…> Новые положения стали для НПО дополнительным бременем по отчетности о финансах, которую и ранее требовалось регулярно предоставлять налоговым органам», — говорится в отчете.
Пишут авторы и о том, что
новые законотворческие инициативы мешают работе адвокатов
Например, проект закона об институте адвокатуры и правовой помощи может «ужесточить регулирование и управление адвокатской деятельностью, повлияет на саморегуляцию и повредит статусу юристов в нарушение международных стандартов».
«Среди наиболее спорных положений те, кто предусматривает создание государственной адвокатуры (коллегии). А также допускают включение чиновников и судей в отставке в комиссию, ответственную за рассмотрение дисциплинарных дел в отношении адвокатов.
Кроме того, совершенно неясно, почему не стали выяснять мнения представителей адвокатского сообщества и привлекать их к разработке законопроекта», — отмечено в отчете, авторы которого считают, что
новые правила облегчат процесс лишения лицензии «неугодных» адвокатов
Отдельно в отчете говорится об ограничении свободы собраний. По закону организаторы собраний должны заранее получать разрешение. Но чаще всего им в этом отказывают под различными предлогами. А мирные акции протеста можно проводить только в отдаленных и специально предназначенных для этой цели местах.
«В течение года правоохранительные органы продолжали разгонять мирные акции протеста, проводимые без предварительного разрешения, задерживать участников и привлекать к суду, где им выносили предупреждения, штрафовали и приговаривали к административным арестам.
Полиция также «в качестве упреждения» воздействовала на представителей гражданского общества еще до начала акций, включая задержания и допросы за простое обсуждение планов собраний в социальных сетях», — отмечается в отчете.
В отчете, помимо Казахстана, рассматриваются и другие страны Центральной Азии. Выводы также неутешительны —
случаи нарушения прав человека есть во всех странах региона
«На фоне экономического спада, выборов, а также международных мероприятий, проведенных в регионе, власти стран Центральной Азии стали еще больше опасаться критики и менее терпимо относиться к тем, кто привлекает внимание к недостаткам политического курса государств.
В частности, в социальных сетях и на других интернет-площадках», — считают авторы отчета.