Прошедший в Астане саммит лидеров стран Центральной Азии вызвал большой интерес далеко за пределами региона. По сути, прошедшая встреча была первой ласточкой для обсуждения проблем без третьих лиц. Эксперты оценили новую динамику отношений и рассказали, что означает заметное оживление и потепление связей в регионе.
Как отметил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, для решения общих проблем в регионе не нужен третий лишний.
У внешних наблюдателей может сложиться мнение, что в Центральной Азии складывается новая конфигурация сил, где основную роль играет не только и не столько мнение внешних игроков, сколько ориентация на внутренние силы и ресурсы.
«Мы говорили сугубо о наших делах и как их решать. Мы сказали, что мир и процветание наших народов зависит от добрых отношений. Сегодня наши страны активно сотрудничают, – отметил президент Казахстана.
Кроме того, Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «За 2017 год налажены вопросы, которые годами, десятилетиями не решались. Например, новый президент Узбекистана успел посетить все государства.
Особенно между Таджикистаном и Узбекистаном десятками лет не решались очень серьезные вопросы, с Кыргызстаном тоже. Сейчас из-за доброй воли все эти вопросы решены.
Если спецслужбы наших государств будут тесно сотрудничать, мы будем знать все о террористах, наркотрафике, исламистах религиозных и так далее. Все можно пресечь», — подчеркнул, подводя итоги встречи лидеров стран ЦА в Астане, президент РК Нурсултан Назарбаев.
Central Asia Monitor попросил экспертов оценить новую динамику отношений в Центральной Азии и определить, что означает оживление связей в регионе.
Политолог Айгуль Омарова заметила, что часть вопросов торгово-экономического сотрудничества страны Центральной Азии могут решать самостоятельно. И потому активизация региональной интеграции в этом плане окажется благотворной.
В то же время
утверждать, что ЦА может обойтись без посредников и сотрудничества с другими странами, было бы наивно,
считает она. Во-первых, геополитическое расположение региона диктует необходимость такого сотрудничества. Во-вторых, есть проблемы национальной безопасности, что с учетом соседства с Афганистаном выдвигают вопрос сотрудничества с мировыми державами.
Что касается заявлений некоторых аналитиков, что
саммит в Астане можно расценивать как намек внешним силам, некоторая доля вероятности этого присутствует,
подчеркнула политолог. Видимо, эти аналитики под внешними силами подразумевают Россию и Китай прежде всего, и потом уже страны Европы и США.
Политолог подчеркивает, идет 27 год суверенитета наших стран, и считать, что они в подчинении кого-то, оскорбительно. Казахстан имеет самую большую протяженность границы с северным соседом, и уже одно это диктует необходимость добрососедских отношений.
«Мне бы хотелось верить, что саммит глав государств Центральной Азии будет иметь практическое значение. У наших государств, помимо общих корней и общей истории, есть надобность в таких встречах для развития отношений во всех областях, включая торговлю и образование.
Думается, что
саммит в Астане положит начало активному сотрудничеству, поскольку нам нужен рынок сбыта
Собственно говоря, эта встреча закрепила то, что стихийно сложилось за эти годы.
К примеру, из Кыргызстана и Узбекистана к нам везут плодоовощную продукцию и швейные изделия. От нас увозят цемент, уголь. Если же законодательно будут приняты меры по устранению таможенных барьеров, двойного налогообложения и прочее, то развитие торговли, реализация совместных проектов пойдут быстрее.
Так что можно считать, что президенты наших стран уловили чаяния граждан и решили взять инициативу в свои руки», — сказала Айгуль Омарова.
Она считает, что сильная Центральная Азия будет вызывать опасения. И, наверное,
это не понравится США и России, впрочем, как и Китаю
Хотя есть версия, что новая интеграция стран ЦА на руку как раз Китаю, который предоставил кредиты всем странам региона и развертывает строительство новых заводов и фабрик.
«Любая интеграция эффективна, если приносит развитие торговых экономических отношений и рост жизненного уровня граждан. Если такого не будет, можно сколько угодно кричать об интеграции, но пользы от нее не будет», — заметила Айгуль Омарова.
Научный сотрудник Института Экономики РАН Александр Караваев считает, что определенно можно говорить о новой реальности в Центральной Азии, после выхода на арену президента Узбекистана Шавката Мирзиеева.
По его словам, многие эксперты ранее полагали, что «зрелая» конструкция региональной карты взаимодействия возникнет после смены власти в Узбекистане и постепенного открытия Ашхабада внешнему миру.
Пока Туркмения остается в стороне от региональной динамики, но уже участвует в процессах.
Центральная Азия пытается почувствовать самостоятельность. И это неизбежно
Эксперт убежден, что саммит — это шаг навстречу новому уровню регионального социально-экономического взаимодействия. Поэтому Россия должна держать этот процесс под вниманием, учитывая, что эти страны — существенная часть евразийского ядра, а в определенных сферах — донор. Например, в сфере трудовых ресурсов и агропромышленности, подчеркнул аналитик.
Он заметил, что
задача Москвы заключается в том, чтобы не сделать регион ареной противоречий с КНР
Ключевой вопрос — как в прикладном плане будет выстроено сопряжение российского и китайского интеграционных проектов. Пока такого понимания нет, заметил Александр Караваев.
Эксперт в области внешней политики, обороны и безопасности Григорий Трофимчук заметил, что много было разных блоков на постсоветском пространстве, да мало в итоге выжило. Поэтому чем меньше беспокойства на этот счет, тем лучше.
Если говорить конкретно о Казахстане, надо понимать, что его всерьез беспокоит нарастание российско-американского напряжения. Из этого может сделать вывод, что
надо думать о различных запасных способах смягчения последствий,
По словам аналитика, заметно желание что-то сделать, но пока что неясно, что именно.
Москва в той или иной степени будет и дальше помогать странам региона. Но надо понимать, что в условиях длительного периода санкций прошло уже практически 4 года.
Возможности России существенно сужены, и эта тенденция развивается дальше, констатировал политолог. Однако полностью отойти от дел региона она не сможет по самым разным причинам, включая военно-политические, угрозу для ЦА с юга.
Много делается и в экономическом плане. Например, списание огромного долга Кыргызстану,
прокомментировал эксперт.
«Не думаю, что россияне бы отказались от миллиона на каждого. Но тем не менее Россия на это пошла, рассчитывая на усиление стабильности и в самом Кыргызстане, и регионе в целом. Но это максимум, на что можно рассчитывать со стороны РФ.
При этом американцы, естественно, свою региональную формулу C5+1 будут только усиливать. Рано или поздно все эти формулы войдут в противоречие друг с другом, тем более если учесть, что Вашингтон совсем недавно ввел здесь свою собственную – во второй половине 2015 года, в конце срока Обамы.
Поэтому администрации Дональда Трампа еще предстоит высказаться по этому важному вопросу. В любом случае,
Центральная Азия стоит на «тектоническом» разломе мировой политики»,
— заметил Григорий Трофимчук.
Координатор аналитических проектов «Самрау» Дмитрий Михайличенко считает, что после прихода к власти Мирзиёева интеграционный потенциал Центральной Азии в значительной степени возрос.
Стороны движутся поступательно к некоему режиму синергии, контуры которого прослеживаются вполне отчетливо. Однако перспектива перерастания выбранного формата в политический либо экономический союз пока представляется сомнительной.
По его словам, в экономической и политической плоскости между странами региона существует
множество «проблемных» тем, таких как территориальные споры, решить которые невозможно без «третейского суда»
«Объективной реальностью экономической интеграции в регионе является Евразийский экономический союз, который, напомню, создан по инициативе Нурсултана Назарбаева.
Несмотря на имеющиеся трудности, в целом
ЕАЭС доказал свою эффективность, в том числе и в качестве площадки для решения имеющихся проблемных вопросов
Экономики всех пяти суверенных государств Центральной Азии по-прежнему тесно связаны с Россией. Масштабные международные проекты по развитию сухопутных транспортных маршрутов Китай-ЕС и Индия-ЕС в дальнейшем будут только актуализировать формат экономического взаимодействия «республики Центральной Азии + Россия».
Полагаю, что сама жизнь, экономическая реальность будет подталкивать Узбекистан ко все более тесному взаимодействию в этом формате, а возможно, и к вступлению в ЕАЭС.
Впрочем, здесь многое будет зависеть от параметров развития российской экономики и способности Владимира Путина проводить успешную эффективную и одновременно неагрессивную внешнюю политику», — сказал Дмитрий Михайличенко.
Он заметил, что касается формата Ц5+1, очевидно, что
США как внерегиональное государство преследуют в Центральной Азии геополитические интересы
Прогнозируемо, что Вашингтон будет стремиться представить любые контакты между странами Центральной Азии как зарождение центральноазиатского ГУАМ.
Более скептичен политолог Максим Крамаренко, который заметил, что консультативная встреча глав республик действительно создала определенный информационный шум, но что есть за ним, непонятно.
Говорить, что это начальный этап создания какого-то интеграционного союза, пока слишком преждевременно, считает он.
Никто из глав государств не готов делиться частью своих суверенных прав, чтобы интегрировать хотя бы свои экономики
Эксперт считает, это подтверждается тем, что Нурсултан Назарбаев говорил на пятисторонней встрече только о развитии кооперации. Другие участники тоже не говорили о необходимости выработки плана или стратегии формирования такого союза.
Не стоит ожидать, что Туркменистан в ближайшее время изменит свой подход во внешней политике, где каждый год на государственном уровне 12 декабря отмечается как День нейтралитета.
И хотя концепция внешней политики этого государства не отрицает возможность многостороннего экономического сотрудничества, не стоит надеяться, что Бердымухамедов готов заключать такие союзы, убежден эксперт.
Поэтому действительно имеет смысл говорить об этой встрече только как консультативной. Ее инициатор Шавкат Мирзиёев получил возможность услышать позицию своих коллег по вопросам повестки дня, таким как взаимная торговля, водно-энергетическая сфера и борьба с терроризмом и экстремизмом.
Эта встреча нужна была в первую очередь ему как новому руководителю страны, имеющей потенциал стать региональной сверхдержавой. И для достижения этого Мирзиёев сейчас активно выстраивает добрососедские отношения со своими ближними соседями.
В том числе и путем проведения таких встреч, которые могут стать чем-то вроде организации центральноазиатского сотрудничества, предположил политолог.
Максим Крамаренко считает, что заявления ряда экспертов о первом Наурыз-саммите как попытке вырваться из цепких объятий России просто несостоятельны. Ее объятия дружественны и добровольны.
Участие во всех объединениях с северным соседом добровольное,
и все помнят, что выход того же Узбекистана из ОДКБ не вызвал каких-то санкций со стороны РФ.
Да, пошумели политики и эксперты, что надо ввести какие-то меры в ответ, например, ограничить въезд трудовых мигрантов из Узбекистана. Но ничего реально предпринято не было. Пугать соседей недобровольностью объединений с ней — это не в интересах России, считает аналитик.
«Заявление Нурсултана Назарбаева, что страны региона могут решать свои проблемы сами, также, думаю, не направлены в сторону России. Отсутствие Москвы на этой встрече тоже объяснимо. О ней было заявлено в 2017 году, и именно в таком формате.
Есть, конечно, определенные опасения, что этим форматом может воспользоваться третья сторона, попытавшись наполнить содержание таких встреч в будущем политическим содержанием, направив его против других внерегиональных игроков. Или, что более вероятно, для своей экономической экспансии.
Но ничего не мешает той же России начать работать со всем регионом в своем формате С5+1, поддерживая суверенитет и интересы каждой из республик», — подчеркнул Максим Крамаренко.
Политолог Ислам Кураев считает, что на данный момент не стоит рассматривать ЦА как какое-то политически консолидирующее пространство, так как регион пока не имеет никаких интеграционных процессов и является всего лишь географическим понятием.
На самом деле, по его словам, в ближайшие 10-20 лет регион
не имеет возможности сосуществовать как отдельный политико-экономический блок в противовес России или США
«Прошедший саммит прежде всего носил ритуальный характер, так как пока нет особого повода для создания чего-то сверхъестественного. Возможно, здесь и сейчас закладывается фундамент на будущее, все зависит от развития региона в целом.
Сами же страны ЦА входят в ряд различных объединений, к тому же, мало где представлены все страны региона. Следовательно, все вызовы решаются в соответствии с нормами таких союзных блоков как ШОС, ЕАЭС, ОДКБ. Фактически
они взяли на себя функцию регулятивного органа решения стратегических вопросов региона, в том числе экономических
Также имеется момент, что Казахстану и не нужен какой-то единый союз, так как наша страна граничит со всеми, кроме Таджикистана, и решать те или иные вопросы может в двухстороннем порядке. Мы сегодня для себя не видим перспективы консолидации региона вокруг себя», — заключил он.