Народные традиции — часть культуры любого народа. А культура — это многовековой пласт, состоящий из целого комплекса самых разных культурных ценностей. Чем их больше, тем интереснее и самобытнее история данного народа. Этот пласт помогает жить последующим поколениям, не «изобретая велосипед», а продолжая лучшие традиции своей страны, своих предков.
Благодаря традициям происходит очень важная вещь: осуществляется связь времен, почитание и уважение прошлого, пополнение его своими новыми достижениями. Какие традиции подзабыты в Казахстане? Расскажет интернет-издание WE.
Большая часть казахов являлись кочевниками, жившими разведением скота. Но в их среде были и такие группы, которые кормились за счет земледелия и рыболовства. В каждом из этих сообществ существовали обычаи взаимовыручки и проявления милосердия к малоимущим.
Выражалось это в том, что при распределении полученных доходов часть их передавалась тем семьям, у которых в силу различных причин не оказалось кормильца. Таковыми являлись одинокие старики, инвалиды, вдовы и сироты.
Для оказания им помощи скотоводы проводили обычай көгендік, земледельцы — кеусен, а рыбаки — өли сыбаға. Их соблюдали неукоснительно, и ни у кого они не вызывали возражения.
Имел место и еще один обычай — шүлен тарату. Его чтили люди из числа состоятельных членов общества, обычно султаны, баи, батыры и бии. Проводили шүлен тарату перед подготовкой к зиме. Тот, кто намеревался провести этот обычай, заранее оповещал бедняков и, собрав у себя,
безвозмездно раздавал им скотину, деньги, одежду и другие вещи
Это было простым проявлением заботы о ближнем и служило примером человечности.
Замужняя женщина никогда не называла старших родственников мужа по имени.
Его братьям и сестрам она также должна была придумать новые прозвища
Поэтому с первого дня пребывания в ауле мужа невестка находилась под пристальным наблюдением новых родственников.
Ее находчивость, умение сравнивать, уместность и безобидность подобранных имен и прозвищ — все критически оценивалось родственниками мужа. Они должны были соответствовать и отвечать характеру каждого, что было непростым делом и являлось своего рода искусством.
Эта традиция — признак взаимного уважения и почтения, существовавшего между снохой и родными мужа.
Казахские девушки до замужества заплетали волосы в одну косу. После свадьбы снохи распускали невесте волосы и заплетали заново уже в две косы. Это означало, что теперь ее одиночеству наступил конец, и она приобрела статус замужней женщины.
Накануне отбытия невеста в окружении подруг совершала прощальный объезд родственников. Переезжая из аула в аул, она
пела сынсу — песнь о горькой девичьей судьбе
Родственники угощали ее различными яствами и дарили на память ценные подарки. После завершения объезда близких родители устраивали ей прощальный вечер, на котором разрывали материю и раздавали гостям в виде лоскутков.
Этот обычай назывался жыртыс. Материю привозил с собой жених и заблаговременно передавал ее матери невесты.
Когда казахи отправлялись в гости к дальним родственникам, они брали с собой ребенка. В каждом доме, где малыш впервые побывал, его одаривали ягненком, жеребенком или верблюжонком.
Для ребенка такой подарок служил поводом для большой радости, а для его родителей — выражением выказанного им особого уважения.
Право на обычай имели только те, кто приходился родственником по женской линии. Такого человека называли жиен, а старшие или младшие братья и сестры его матери являлись для него нагашы.
Приезд жиена всегда был особым событием, встречали его как самого дорогого гостя
В доме у нагашы жиен мог попросить подарить ему любую приглянувшуюся вещь. И хозяева обязаны были исполнить его желание, несмотря на ее стоимость и значимость. У жиена было право на 3 таких желания.
Примерно лет в 9, а иногда и в более раннем возрасте, проводили прокалывание ушей.
Делали это при помощи серебряного шила или двух зернышек проса
Девочкам казахи прокалывали мочки ушей и вдевали в них шелковые нити. Когда ушки заживали, нити убирали и вместо них вдевали маленькие серебряные сережки с перламутром (таном) или просто из серебра.
Этот обряд у казахов означал различие полов. Существовала поговорка: «Кулас тесу — кыздын сундетi». То есть
по значимости обряд прокалывания ушей приравнивался к обряду обрезания у мальчиков
Это была своеобразная инициация для девочек, подтверждающая их пол и то, что они уже подросли. После совершения обряда родственники устраивали праздник в честь дочери и приглашали в дом гостей.
Одну из рубашонок, которую надевали на младенца в первые 40 дней жизни, использовали для специального ритуала. В нее
заворачивали сладости и привязывали на шею аульной собаки, после чего отпускали
С нетерпением ожидавшие этого момента дети тут же бросались ловить собаку. Они с шумом носились за ней по всему аулу, а поймав, делили между собой сладости.
При этом, если в ауле имелись бездетные женщины, они спешили к детям, чтобы угостить разными деликатесами, а взамен заполучить иткөйлек. Существовало поверье, что такая рубашонка приносит удачу, и они тоже вскоре смогут родить ребенка.