По признанию мигрантов из Узбекистана и Таджикистана, главным препятствием для пребывания в России становятся бюрократия и равнодушие госслужащих.
Безразличие чиновников, коррупцию, правовую безграмотность и другие проблемы обсудили в Красногорске общественники, представители МВД и обычные рабочие — выходцы из Узбекистана и Таджикистана, передает Sputnik.uz.
Дискуссия получилась острой, что неудивительно: практически каждый мигрант может рассказать историю из своей жизни. О том, что сталкивался с неправомерными действиями рядовых сотрудников полиции или беспричинным (по их мнению) отказом надзорных инстанций.
Такие случаи действительно не редкость. Так, Нигина, молодая девушка из Узбекистана, у которой в России семья и муж — гражданин РФ, — внезапно узнала, что ей запрещен въезд в страну.
Даже при том, что формального основания — двух административных нарушений — для этого не было, да и на границе к Нигине никаких вопросов не возникло.
Девушка жалуется, что честно пытается оспорить это решение, но сталкивается с бюрократами, бесконечно направляющими ее из кабинета в кабинет. Либо, что хуже, с угрозами немедленной депортации.
Соотечественник Нигины рассказывает, как в городе Чехове его неоднократно останавливали патрульные и забирали документы, не потрудившись даже представиться или показать удостоверение.
К сожалению, в решении таких вопросов правозащитные организации помочь иностранцу не смогут, только если у них нет своей службы юридической поддержки. Таковая есть у Федерации мигрантов России (ФМР), куда за помощью рекомендует обращаться ее глава Вадим Коженов.
По словам представителя московского ГУВД по делам миграции Татьяны Дмитриевой, лучший выход — обращаться с жалобой по горячей линии Управления собственной безопасности МВД.
Но тут есть одна сложность: многие мигранты не знают русского языка в достаточной мере, чтобы сформулировать свою претензию. А кроме того, признаются, что
не видят смысла жаловаться в полицию на действия их же коллег, дескать, все равно не помогут
Именно недоверие к чиновникам и госструктурам, собственная правовая безграмотность зачастую и становятся главным источником бед для мигрантов.
В частности, делают их жертвой недобросовестных посредников, которые предлагают купить фальшивые документы.
Директор миграционного центра «Сахарово» Николай Федосеев рассказывает о конкретных примерах, связанных с экзаменом по русскому языку.
«Тест достаточно простой, однако его проваливают примерно 17-18% человек. Вот мигрант не сдал у нас экзамен, но в тот же день приносит липовое свидетельство «государственного образца» какого-то университета. Причем иногда даже не московского, а петербургского», — пояснил Федосеев.
Увы, подобные документы проверяются Министерством образования и обман легко вскрывается.
«К нам часто приходят люди, прописанные, скажем, по адресу Красная площадь, дом 1. Понятно, что в Кремле из них никто не живет.
Наши сотрудники объясняют, что у мигранта будут проблемы с представителями МВД, которые обнаружат отсутствие такого адреса или «резиновую квартиру», где уже проживает 2000 человек», — отмечает руководитель миграционного центра.
Для того чтобы человека не загонять в угол и не отправлять на родину, «Сахарово» дает возможность зарегистрироваться по адресу центра на месяц. В случае, если сотрудник полиции скажет, что подобная регистрация недействительна, иностранцу следует как можно быстрее обратиться в Федерацию мигрантов России.
К слову, если к работающему на Москву «Сахарово» претензий нет, то к подмосковному центру «Гринвуд», работающему как частная фирма, их немало.
Мигранты из Таджикистана и Узбекистана часто жалуются на стоимость оказания услуг
«В «Сахарово» разрешение на работу в Москве обойдется в 12 тысяч, а в «Гринвуде» — уже более 20. Почему нельзя привести это к общему знаменателю?», — недоумевает юрист Ботиржон Шерматов.
О том, что оформлять мигрантов и в Москве и Подмосковье должна одна организация, не раз говорили общественники и чиновники, бывшие сотрудники упраздненного ФМС.
«Если миграция — это вопрос государственной важности и даже безопасности, почему этим занимаются частные коммерческие учреждения?», — задается вопросом эксперт по проблемам миграции Богдан Беспалько из МГУ им. Ломоносова.
Впрочем, по мнению президента ФМР Владимира Коженова,
пока частные центры находятся в ведомстве губернаторов и приносят доход, этот вопрос с мертвой точки не сдвинется
Напомним, что по данным московского ГУ МВД по вопросам миграции, на 1 марта 2018 года в столице находились 1 365 500 иностранных граждан. Из них 23% — граждане Узбекистана, еще 19% — уроженцы Таджикистана, из Кыргызстана — 16,7%, из Беларуси — 11%, с Украины — 9,9%.