Шокирующая история с возможным изнасилованием 7-летнего мальчика в ЮКО и попыткой его бабушки провести независимое медосвидетельствование внука вызвала большой резонанс. Наша редакция решила расставить все точки над «i», обратившись за комментариями к следователям и адвокатам.
Мы выяснили все нюансы досудебного расследования сексуальных преступлений и подготовили практические рекомендации, к чему стоит быть готовым родственникам жертв насилия?
Независимо от возраста и пола потерпевшего, а также места и времени совершения преступления, его родные должны стараться придерживаться следующих правил.
— Набрать по телефону службу 102 и дождаться приезда следственно-оперативной группы районного управления внутренних дел или, в крайнем случае, патрульного экипажа полиции.
Прибывшие на место происшествия эксперты-криминалисты проведут необходимые мероприятия по закреплению вещественных доказательств, оперативники опросят людей, чтобы найти свидетелей, а следователь подготовит постановление о назначении судмедэкспертизы.
— До приезда полиции нельзя проводить манипуляции ни с самой (-им) потерпевшей (-им), ни с одеждой, в которую он (-а) были одеты на момент преступления.
В стрессовом состоянии некоторые родственники жертв нередко помогают им переодеться и даже отправляют в душ, чтобы они на физическом уровне очистились от скверны. Это недопустимо и чревато различными осложнениями в ходе следствия.
— Не стоит обращаться за медицинским освидетельствованием к знакомому врачу-гинекологу или андрологу (если речь идет об изнасиловании мальчика или юноши).
Для уголовного дела необходимо заключение судебно-медицинской экспертизы, а не результаты осмотра врача районной поликлиники, которые не имеют никакой юридической силы.
— В ходе досудебного расследования родным и близким жертвы насилия надо взять себя в руки, не обращать внимания на чьи-то пересуды, не поддаваться на возможные провокации родственников подозреваемого.
В частности, бурно реагировать на их оскорбления и выяснять отношения на кулаках, иначе велик риск «нарваться» на встречный иск или самому быть привлеченным к уголовной ответственности за самоуправство.
— Быть предельно внимательными и заботливыми по отношению к потерпевшей (-ему). Не надо стыдиться того, что произошло — это не ее (его) вина, поэтому жестко пресекайте любые поползновения малознакомых людей упрекнуть в соцсетях или приватной беседе ваше чадо в легкомысленности и распущенности.
Если вы замечаете изменения в поведении дочери или сына, лучше обратитесь за консультацией к психотерапевту или психологу женского/подросткового кризисного центра.
— Предавать огласке сам факт изнасилования и частично распространять в соцсетях и СМИ информацию о личности потерпевшего — личное дело родственников жертвы насилия.
К слову, полиция и прокуратура всегда выступают против такой огласки, суды и вовсе проводят процессы по изнасилованиям в закрытом режиме.
Тогда как многие адвокаты и правозащитники, наоборот, поддерживают мужественное решение родителей жертвы рассказать общественности о постигшем их семью несчастье.
— В зависимости от сложности и квалификации уголовного дела, оно расследуется разными территориальными подразделениями полиции.
Так, если речь идет об «обычном» изнасиловании взрослого человека, его расследуют в районном УВД.
Если речь идет о групповом изнасиловании или изнасиловании малолетних (дети до 14 лет), несовершеннолетних (дети от 14 до 16 лет), вызвавших общественный резонанс, дело передают в отдел по расследованию преступлений против личности городского или областного ДВД.
Досудебное расследование проводится обычно в течение 2 месяцев
— Для полиции важно время. Чем раньше потерпевшая (-ий) обратится за помощью, тем выше будут шансы задержать подозреваемого по горячим следам и доказать его вину.
В противном случае он успеет скрыться и избавиться от некоторых следов преступления. К тому же, телесные повреждения на теле жертвы не будут так отчетливо проявляться, как в первое время.
— В ходе судебно-медицинской экспертизы определяется, было ли совершено сексуальное преступление и когда оно произошло, если речь идет о детях.
Для этого у мальчика или девочки берутся смывы с заднего прохода или влагалища, которые могут определить нарушение девственной плевы или разрывы анального прохода.
Важно знать, что несмотря на давность преступления, у жертвы в прямой кишке остаются рубцы. Поэтому ссылки насильника, что, мол, ребенок пошел в туалет, сильно потужился, и у него пошла кровь или он где-то неудачно упал, несостоятельны.
Как и доводы, что ребенок страдает запорами, а потому не может сходить в туалет. Это именно внутренние разрывы, которые происходят при половых контактах.
— Вину насильника определяют результаты биологической и молекулярно-генетической экспертиз.
В ходе биологической выявляется, есть ли в половых органах потерпевшей (-его) сперма или нет. Если она есть, тогда определяется ее групповая принадлежность.
Молекулярно-генетическая экспертиза показывает, к какому конкретному лицу принадлежит сперма. Погрешность таких исследований составляет меньше 1%, поэтому их результаты и считаются главным доказательством вины подозреваемого.
— Кстати, потерпевшей молодой женщине, занимающейся в обычной жизни жестким сексом, не стоит переживать по поводу результатов судмедэкспертизы. Они точно установят, что над ней надругался именно этот человек, а не другой, так как для изнасилования характерны определенные повреждения.
У любительницы садомазохистских форм секса все будет в рубцах. А чтобы сторона обвиняемого не использовала эти пикантные подробности в своих целях, следователь должен будет доказать, что потерпевшая практикует жесткие формы секса.
— В отношении потерпевших детей также проводится психолого-психиатрическая и психолого-криминалистическая экспертизы. Они устанавливают степень психического состояния ребенка и его способность давать показания, а также определяют, есть ли у него склонность к фантазированию и лжи, говорит ли он заученные фразы или нет.
— Потерпевшая сторона может быть привлечена к уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Если в ходе следствия выяснится, что никакого изнасилования не было, а девушка/юноша или родители ребенка просто хотели свести с кем-то счеты, огульно обвинив его в совершении тяжкого преступления, то им несдобровать.
Статья 419 УК РК «Заведомо ложный донос» предусматривает наказание от 3 до 7 лет лишения свободы
А если будет установлен еще и факт шантажа, автоматически добавится статья 194 УК РК «Вымогательство».
— Если родственники подозреваемого угрожают расправой потерпевшей (-ему), жертва может обратиться с заявлением к следователю. Он вынесет официальное предупреждение стороне обвиняемого, а сам (-а) потерпевший (-ая) может стать участником государственной программы по защите свидетелей.
— Наказание за сексуальные преступления 4 года назад было ужесточено. К примеру, раньше часть первая статьи 120 Уголовного Кодекса РК «Изнасилование» предусматривала примирение сторон. Это означало, что если стороны не имели друг к другу претензий, уголовное дело прекращалось.
Сейчас ссылка на примирение сторон из УК исключена,
поэтому преступник привлекается к уголовной ответственности в зависимости от степени тяжести и последствий.
Например, по первой части ст. 120 ему грозит лишение свободы на срок от 3 до 5 лет. По второй, там, где речь идет о групповом изнасиловании и заражении венерическим заболеванием, предусмотрено наказание сроком от 5 до 10 лет.
Когда насильнику вменяется третий пункт, например, изнасилование несовершеннолетнего, ему грозит от 10 до 15 лет.
Самое строгое наказание предусмотрено за изнасилование малолетнего ребенка – 15-20 лет лишения свободы
или пожизненное лишение свободы, если ребенок погиб.
— Не стоит верить широко распространенным байкам, что в случае неадекватного состояния виновного его автоматически освобождают от наказания. В полицейской практике были случаи, когда насильники состояли на учете в психиатрической больнице с диагнозом «шизофрения», но это не освобождало их от уголовной ответственности, так как свои преступления они совершали в адекватном состоянии.
— Универсального совета, как вести себя при нападении вооруженного насильника, чтобы остаться в живых, у полицейских нет. Все зависит от психотипа жертвы и ее насильника, а также сложившихся обстоятельств.
Поэтому не стоит, наверное, всегда следовать совету инструкторов по самообороне оказывать сопротивление насильнику и громко звать на помощь, привлекая внимание случайных прохожих.
Или наоборот, по совету некоторых психологов безропотно покориться преступнику и выполнять его требования. Все слишком индивидуально и трудно прогнозируемо.
Главное, не угрожать насильнику заявлением в полицию, иначе он в порыве ярости запросто может убить жертву