В поисках инвесторов власти Узбекистана забыли про своих же граждан, работающих за границей. А ведь «гастарбайтеры» приносят Узбекистану миллиарды долларов в год.
«Узбекского мигранта-парикмахера Достана Адеханова убили шампуром в Московской области», «Двое граждан Узбекистана пострадали в аварии на федеральной трассе под Саратовом», «С двенадцатого этажа новостройки упал 22-летний рабочий из Узбекистана», «Двое 17-летних юношей попали под суд за избиение гражданина Узбекистана по мотивам национальной ненависти», «В Москве нашли труп узбекистанца, замотанный в целлофан». Подобные сводки новостей появляются в СМИ с пугающей регулярностью.
Людей в автобусе поглотил огненный шар — эксперты о трагедии на трассе Шымкент-Самара
Но апогеем несчастных случаев с участием узбекистанских мигрантов стала авария в Казахстане, в Актюбинской области, произошедшая 18 января. Пожар в автобусе, в котором люди ехали на заработки в РФ, унес жизни 52 узбекистанцев. И общественность всколыхнулась. Резонансный случай поднял волну бурных обсуждений в социальных сетях и местных, казахстанских и российских изданиях. Потянулись вереницы публикаций, выясняющих причины трагедии, обнародовано множество версий произошедшего и предложений, как избежать повторения трагедии.
Наверное, впервые в истории Узбекистана президент Шавкат Мирзиёев открыто признал в случившемся вину властей. Находясь с рабочим визитом в Сурхандарьинской области, он прокомментировал трагедию, произошедшую с соотечественниками, и прочитал молитву за упокой их душ.
Круги ада: через что проходят гастарбайтеры в России и Казахстане?
«Эти люди ехали в другую страну, чтобы прокормить свои семьи. Они не думали, что все так случится. Произошедшее говорит и о наших недостатках.
Мы не смогли создать для них достойных условий на Родине
Нам еще многое предстоит сделать для народа», — сказал Шавкат Мирзиёев.
Слова главы государства воодушевили народ. Однако местные исполнительные органы, на которые возложена задача защищать граждан, безмолвствуют и никакой инициативы в этом вопросе не проявляют.
Узбекские мигранты в Москве вышли в лидеры по правонарушениям
О том, как в Узбекистане сформировалось негативное отношение к трудовым мигрантам, какие меры необходимы для недопущения Актюбинской трагедии и зачем повышать статус обычных рабочих Узбекистана, рассказал эксперт по вопросам трудовой миграции Института демократии и прав человека Шухрат Ганиев.
Не узнав об истоках проблемы, сложно понять, почему сегодня так вяло продвигается вопрос помощи мигрантам.
И все-таки угроза: результаты исследования нелегальных узбекских мигрантов
В прошлом отношение узбекского правительства и государственной системы к соотечественникам, выезжающим на заработки за границу, было как к категории лентяев, которые не хотят работать в стране и пытаются найти легкие способы обогащения на чужбине. Соответственно, они выпадали из обоймы социального пространства и защиты государства.
Это длилось годами.
Почти двадцать лет мигранты оставались маргинальной прослойкой общества,
которая не защищена ни со стороны родного государства, ни тем более на территории Российской Федерации, Казахстана и любой другой страны, выбранной ими для трудовой деятельности.
За это время была налажена довольно сложная система поставок нашей рабочей силы за рубеж, которая лоббировалась коррумпированными структурами. Эта сеть работала, поставляя тысячи наших граждан на трудовые рынки других государств, абсолютно не предоставляя никакой законодательной основы и социальной защиты. И это при том, что и консульские, и посольские учреждения нашей страны всего лишь год-полтора назад были знамениты огромными очередями людей, пытавшихся найти защиту у посольства своей страны, но не получая ее из-за бюрократических проволочек.
Это привело к тому, что
Почему мигранты больше не хотят ехать в Россию?
люди сами начали прорабатывать более дешевые способы и пути проезда в ту или иную страну, минуя работорговцев, трафикеров и прочих лиц
Отсюда возникают так называемые «черные маршруты». Понимая всю опасность и шаткость своего положения, когда находятся в автобусе другой страны, узбекистанцы шли на этот риск. Шли, осознавая, что они при этом не защищены ни законодательно, ни с точки зрения легальности транспорта и перевозчика, который часто не имеет лицензии.
Все это наглядно продемонстрировало, что система, разработанная самими людьми от безысходности, приводит к трагическим последствиям.
Но изменения к лучшему, намеки на них все же есть. Проводя мониторинг среди трудовых мигрантов, я как эксперт отмечаю позитивные сдвиги, произошедшие в 2017 — начале 2018 годов. Впервые президент начал говорить открыто, что корнем проблемы является бездеятельность, равнодушие правительства, которое не обеспечило своих граждан рабочими местами на родине. Это настоящий прорыв по сравнению с тем, что было раньше.
Когда приезжают мигранты, падает уровень жизни у всех — исследование
Вызывает опасения одно. Есть политическая воля президента. Трудовые мигранты сейчас испытывают огромную благодарность к лидеру страны за его поддержку. Рейтинг Мирзиёева очень высок. Но в то же время рейтинг исполнительной власти остается на самом низком уровне.
Огорчает, что со стороны рядовых чиновников, к примеру, Кабинета министров, Министерства внутренних дел, никаких шагов не предпринимается
И когда общество знает о политической воле, но не видит конкретных мер для ее реализации, оно может проникнуться скепсисом и недоверием.
Слова, которые воспринимаются как поддержка, при бездействии и аморфности правительства будут восприниматься как политическая риторика. В этом и кроется опасность.
Необходимо начать работать системно. Недавно на круглом столе мы давали конкретные рекомендации по данному вопросу.
Трудовые мигранты выбирают автобус из-за дешевых билетов
Во-первых, Узбекистан должен постараться сделать цены на железнодорожный и авиационный транспорт более доступными и конкурентоспособными для широких слоев населения. К примеру, национальный авиаперевозчик «Узбекистон хаво йуллари» знаменит не только своим хорошим сервисом, но и высокими ценами на билеты.
Во-вторых,
стоит пересмотреть наши взаимоотношения со странами СНГ по вопросам миграции
Пока они зиждятся на нескольких договорах, в частности, на Минском договоре по защите граждан. Мало того, что они применяются недостаточно и не в полную силу, они еще и не доработаны. Большая их часть была разработана в начале 90-х годов и требует пересмотра.
Чего ждать от иностранных гастарбайтеров?
Также необходимо заключать договоры со всеми странами по отдельности, причем соглашения должны включать пункт о том, что наш гражданин, перемещающийся транзитом через соседнее государство, например, Казахстан, должен быть обеспечен надлежащей страховкой. Совершенствование системы страховых полисов – одна из первостепенных задач.
Немаловажным является и реформирование банковско-финансовых учреждений Узбекистана. Почему? Именно посредством банков можно дать возможность трудовым мигрантам получить микрокредит, который они смогут потратить на дорогу и обустройство в стране пребывания.
Рынку труда ЕАЭС не хватает цивилизованности — эксперты
Сегодня условия в банках, мягко говоря, не отличаются гибкостью, они не в должной мере оперативно и качественно реагируют на запросы населения. Плюс ко всему, имеет место коррупция в банковской системе. И с этой проблемой необходимо бороться.
Сегодня нашим мигрантам легче получить кредит в России, чем у себя на Родине
Это говорит о том, что банковская система требует кардинального реформирования.
Пока в наших мониторингах мы не отмечаем продвижения и в следующем вопросе. Многочисленные договоры в сфере миграции с Россией, Казахстаном, Кореей, Польшей и рядом других государств, к сожалению, существуют только на бумаге. На границе, таможне, в дороге наблюдается то же пренебрежительное отношение к мигрантам, что и раньше. Разработанные меры пока не дают результатов и не работают на практике.
Легенды и мифы о мигрантах: рабство, радикалы, терроризм…
На сегодняшний день более 3,5 млн узбекистанцев трудятся за пределами страны. Государству это экономически выгодно – мигранты обогащают экономику, и это общеизвестно.
По итогам 2017 года Узбекистан лидирует по объемам денежных переводов из России на родину среди всех стран Центральной Азии. По данным Центробанка, который опубликовал статистику за первые девять месяцев 2017 года, узбекские мигранты перевели на родину больше 2,5 млрд долларов. Причем эта сумма выросла почти на треть по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
Денежные переводы мигрантов разрушают суверенитет Таджикистана
Но и это еще не все. Заработав деньги, мигрант чаще всего возвращается на Родину. Здесь он покупает строительные материалы отечественного производства для возведения жилья, приобретает машину узбекского автопрома, местные продукты. Деньги вкладываются в экономику страны.
Самый первый инвестор, которого сегодня президент пытается найти – это наш трудовой мигрант. Он приносит стране до 4 млрд долларов ежегодно
Государство давно должно было узаконить метод поступления валюты из-за границы и с благодарностью относиться к людям, которые помогают развивать экономику страны.
Давайте будем реалистами – невозможно организовать рабочие места для такого количества людей на родине. Но вот повысить статус трудового мигранта, защитить его за пределами страны и в дороге нам вполне по силам.
Анна Гриценко (Ташкент), источник — пресс-клуб «Содружество»