18+
Нур-Султан
Сейчас
21
Завтра
15
USD
384.87
0.00
EUR
432.52
0.00
RUB
6.11
0.00

Все, что нужно знать о международных рейтингах Казахстана — Шибутов

Сегодня рейтинги стали важным инструментом влияния на Казахстан. От результатов некоторых зависит стабильность нашей экономики.

Ориентир для инвесторов

Политолог Марат Шибутов по нашей просьбе проанализировал международные экономические рейтинги, в которых учитывается Казахстан: Doing Business, Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ГИК ВЭФ). Эти рейтинги — внешние. Это значит, что они предназначены в основном для иностранных инвесторов — призваны сократить время на принятие решений о сотрудничестве или инвестициях в Казахстан.

Также рейтинги являются инструментом влияния на экономику и политику оцениваемых стран. Однако, как отмечает Шибутов, сам процесс оценки и наблюдения меняет объект оценки, потому что к нему привязаны иностранные инвестиции.

— Итак, рейтинг Doing Business рассчитан на производственников из среднего и крупного бизнеса. Рейтинг ГИК ВЭФ — на крупных инвесторов, которые приходят в реальный бизнес: производство, торговлю, инфраструктуру, услуги. Страновые рейтинги «большой тройки» предназначены для тех, кто работает с финансовыми инструментами: акциями, паями, облигациями и другими долговыми обязательствами. Они служат оценкой компаний государства при первом приближении, потому что рейтинг компании не может быть выше рейтинга страны, и все риски страны учитываются в рисках компании, — подмечает он.

Марат Шибутов

Марат Шибутов

Эти рейтинги для многих являются ориентиром. Но если кто-то хочет более точную оценку — за это нужно заплатить.

Под одну гребенку

— Насколько эти рейтинги отражают действительность? В каждом участвуют сотни стран с очень разными экономиками и условиями, а

шкала рейтинга и измеряемые параметры стандартизированы и усреднены

Для стран Первого мира они будут все отлично показывать, а для стран Третьего мира все же большую роль будут играть неизмеряемые и уникальные для этой страны факторы, — считает Шибутов.

Все желающие могут лично ознакомиться с методиками формирования каждого из рейтингов, они находятся в свободном доступе. Однако надо понимать, что в любых оценках есть доля субъективизма.

— К примеру, ГИК ВЭФ — это анкетирование, тут все зависит от правильности заполнения анкеты и количества опрошенных.

Опросы рейтинга Doing Business проводятся в Алматы, у нас все же совсем другая политическая атмосфера

и отношения бизнеса со властью, чем в других регионах. Кроме того, страновые рейтинги основываются на открытой информации, которую надо еще проверить. Поэтому надо смотреть на несколько рейтингов сразу и учитывать их особенности, — убежден политолог.

Почему рейтинги важны?

При этом, по его словам, надо понимать, что

иностранные инвесторы особо не будут разбираться и заказывать специальные исследования по Казахстану,

чтобы купить немного казахстанских облигаций или акций.

Казахстанские рейтинги элиты, которым можно верить

— Или, что вероятнее, крупные иностранные банки или страховые не будут работать с потенциальным инвестором в Казахстане, если он не покажет, что у страны хороший рейтинг. Поэтому нам так или иначе придется работать над тем, чтобы в них продвинуться. Для этого минацэкономики делает специальные планы, которым следуют другие госорганы. Так что это очень действенный инструмент влияния.

На предпринимателей рейтинг не влияет

— Представьте, что у нас упал рейтинг ГИК ВЭФ, а нам надо получить кредит от крупного банка развития на строительство четвертого нефтезавода. И банк отказывает нам в кредите как раз на основании рейтинга. Это же реальная катастрофа для экономики! Так что рейтинги — это влиятельные инструменты, особенно учитывая, что в погоне за ними участвуют и наши соседи. И деньги инвесторов могут достаться и им, — подчеркивает Марат Шибутов.

Бизнесмены — министерству нацэкономики: «Делайте реформы для нас, а не для Doing Business!»

К минусам рейтингов политолог отнес их необратимость.

— Если рейтинг поставлен и обнародован, ничего изменить уже нельзя — до следующего рейтинга вы живете с этой оценкой и можете только работать над ее исправлением. А это время, которое деньги.

Второй минус — то, что для малого и среднего бизнеса, имеющего местное происхождение, рейтинги и их параметры далеко не всегда  значимы.

Рейтинг может улучшиться, а положение для бизнеса только ухудшиться

Но как я уже сказал, ничего лучшего пока не придумали, — заключает он.