На обращение в Генпрокуратуру ученых вынудила непрозрачная система распределения грантов среди научных проектов.
Ученые Национального центра космических исследований обратились к генеральному прокурору и председателю Агентства по делам госслужбы. Они недовольны результатами распределения грантов для научных проектов, которое подводил Национальный научный совет.
Все проекты, участвовавшие в конкурсе, получали оценку в баллах. По логике, получить гранты должны были проекты, набравшие наибольшее число баллов. Однако получилось наоборот.
По итогам конкурса по направлению «Информационные, телекоммуникационные и космические технологии», опубликованным 29 января 2018 года,
финансирование получили проекты, набравшие наименьшее количество баллов при прохождении государственной экспертизы
А проекты, получившие наибольшее количество баллов, наоборот, были отвергнуты.
Бесполезные инвестиции: наука в Казахстане существует «для галочки», — Осколков
По словам Александра Губерта, советника президента Национального центра космических исследований, в число отвергнутых проектов вошли проекты ученых «Казкосмоса», а также Астрофизического института им. В. Г. Фесенкова, Института ионосферы, Института космической техники и технологий.
— Это при том, повторюсь, что
наши проекты набрали наибольшее количество баллов при прохождении государственной экспертизы
Как, впрочем, это было и все предыдущие годы, — говорит Губерт.
Бесполезная наука: ученым Казахстана не догнать Нигерию и Эфиопию
Но в этот раз ученые не намерены закрывать глаза на явную несправедливость. И не желают мириться с тем, что их в очередной раз оставили «за бортом» казахстанской науки. Некоторые из них направили индивидуальные протесты в минобразования.
— Грантовое финансирование в настоящее время – единственный способ обеспечить проведение научных исследований в нашей стране
Конечно, есть еще хозяйственные договоры и зарубежные гранты, но их доля мизерна, — рассказывает Губерт.
Стоит отметить, что по итогам конкурса, на рассмотрение ННС было направлено 565 проектов из более 70 научных учреждений.
— В их числе было 11 проектов, руководителями которых являлись сами члены ННС, а также аффилированные с ними лица. По итогам экспертизы
Следует отметить, что
проекты, представленные председателем ННС и его заместителем, набрали всего 23,33 и 21,19 балла. И были одобрены!
Вопреки этим результатам экспертизы. Хотя стоимость ее проведения составляет сотни миллионов тенге, — подчеркивает Губерт.
Александра Губерта смутил и тот факт, что ННС не принял к сведению и практически исключил из рассмотрения проекты, связанные с космическими технологиями, которые были введены с 2017 года и которые явным образом внесены в название приоритетного направления. По словам ученых, подавших жалобу, это говорит о коррупции и требует тщательного расследования со стороны компетентных органов.
Таким образом, по его словам,
решение ННС не просто лишает ученых возможности продолжения своих многолетних исследований,
но и ставит под вопрос само существование институтов, так как за каждым проектом стоят научные коллективы, конкретные люди, которые будут вынуждены искать заработок в других сферах, не связанных с научной деятельностью.
— А это высококлассные ученые, доктора наук с многолетним опытом, реальными научными достижениями, многие из них – мирового уровня, чьи работы признаны международным научным сообществом. Но при таком подходе, по большому счету, речь идет о том, сохранится ли в Казахстане наука вообще. А у молодых ученых, уже проявивших себя, пропадает перспектива, а соответственно и желание продолжать свою научную деятельность. Многие
специалисты и ученые наших институтов прямо говорят о целенаправленном разрушении казахстанской науки
Вина за такое развитие событий, по мнению всех участников, лежит на действующем составе ННС, — утверждает Александр Губерт.