Казахстан готов увеличить экспорт в Иран, а поспособствовать этому может Зона свободной торговли. Договор может стимулировать дальнейший рост некоторых отраслей, а странам — улучшить торговые отношения и прекратить снижение товарооборота. Но есть одно «но»: создать благоприятные условия для экспорториентированного бизнеса обещали еще в 2017 году.
Летом 2017 года Евразийская экономическая комиссия заявила, что договор о Зоне свободной торговли (ЗСТ) между странами ЕАЭС и Ираном, упрощающий товарооборот по некоторым видам продукции, будет подписан к концу года.
Прогнозы были оптимистичны: ЕАЭС получит возможность увеличить сбыт на 1,4 млрд долларов, и больше трети — 508 млн — будет приходиться на Казахстан. Основной же упор предполагалось сделать на обрабатывающую промышленность.
«На эту долю приходится 83,1% общего прогнозируемого увеличения экспорта из ЕАЭС в Иран. Это касается медикаментов, поверхностно-активных веществ, бумаги, одежды, продукции сталелитейной промышленности, различных видов механического и электрического оборудования, автомобилей и др. Общие объемы экспорта могут возрасти на 73%», — прогнозировали в комиссии.
Но после этого
разговоры утихли, а соглашение так и не было достигнуто
Вновь о нем заговорили лишь в феврале 2018, но теперь стали известны некоторые дополнительные подробности.
Как сообщил вице-министр национальной экономики РК Бауржан Бекешев на пресс-конференции в СЦК,
Казахстан планирует заключить временное соглашение о свободной торговле с Ираном
По его словам, переговоры уже завершены. При этом
список продукции, которая будет включена в договор, несколько видоизменился
«Мы планируем заключить временное соглашение сроком на 3 года, в рамках которого
планируется улучшение условий доступа на рынок Ирана для товаров из стран ЕАЭС и в том числе по целому ряду продукции казахстанского производства
Это макароны, кондитерские изделия, растительное масло, мясо, бобовые, металлопрокат, конденсаторы, аккумуляторы, арматура. Это позволит в будущем нарастить объемы экспорта», – сказал Бауржан Бекешев.
Когда это произойдет – пока неизвестно. Но
факт, что переговоры движутся, должен порадовать бизнесменов, ориентированных на рынки Ближнего Востока
Ведь
пока страны думают, как улучшить товарооборот, объем сделок между ними снижается
В 2017 году товарооборот между Казахстаном и Ираном, по данным Комитета госдоходов МФ РК, составил 552,6 млн долларов, что является худшим результатом за последние 6 лет.
Впервые за все это время экспорт из Казахстана не смог набрать и 500 млн долларов, остановившись на 484,5 млн, – почти вдвое меньше, чем в 2014 году.
Импорт по сравнению с 2016 вырос в 1,5 раза, но все равно остается низким – 68 млн долларов.
Общий объем экспорта в Иран за период 2013-17 годов составил 3,29 млрд долларов, из которых 1, 838,7 млрд долларов пришлись на один товар – плоский прокат, обеспечивший более 60% всех поставок.
За 5 лет Иран приобрел более 3,9 млн тонн продукции казахстанской металлургии, став одним из ключевых ее потребителей.
Но
в 2017 году производители РК переориентировались на российский рынок, а потому показатели торговли с Ираном упали
— отгрузка снизилась более чем на 40% (до 597,3 тыс. тонн), доход – почти на 19% (до 300,6 млн), показав худший результат за 4 года.
Но
потенциал к росту показателей есть
Российские металлурги не в восторге от резкого роста казахстанской продукции на своем рынке. Они
требуют оштрафовать производителей РК за демпинг, а заодно осложнить им выход на рынок
В таких условиях Иран может стать «запасным аэродромом», а включение металлопроката в список товаров с упрощенным доступом на рынок может ускорить этот процесс.
Доступ на иранский рынок планируется облегчить не только для плоского проката, но и арматуры. Сейчас эта продукция экспортируется преимущественно в страны постсоветского пространства.
Так, по итогам января-ноября 2017 года более 85% проданных за рубеж железных прутков пришлись на Россию ($37,9 млн), Таджикистан (26 млн) и Узбекистан (27,5 млн).
При этом экспорт в эти страны за год вырос более чем в 2,2 раза.
Производство же прутков из нелегированной стали в республике снизилось в 2017 году на 7,4% (до 250,7 тыс. тонн), зато из легированной выросло сразу на 39,8% (до 429,1 тыс. тонн), так что Казахстану есть что предложить на продажу.
Помимо плоского проката экспорт в Иран обеспечивают еще 2 продукта: ячмень и пшеница. Первого за 5 лет было продано более 2,6 млн тонн на $453,5 млн, второго – более 1,7 млн тонн на $428,2 млн.
Однако и тут положение меняется.
Если еще несколько лет назад Иран был одним из крупнейших потребителей казахстанской пшеницы, сейчас импорт в эту страну минимален – 11,6 тыс. тонн на $2 млн за весь 2017 год.
Для сравнения:
за 11 месяцев Казахстан экспортировал 3,7 млн тонн пшеницы на 578,8 млн долларов
Вернуть утраченные позиции будет трудно: Иран сам стал экспортером, продав в марте-декабре 2017 года более 276,4 тыс. тонн пшеницы на $70,1 млн.
Одновременно с этим,
для ячменя иранский рынок является ключевым — туда уходит 90% казахстанского экспорта
В 2017 году продажи составили 836 тыс. тонн на $128 млн.
Однако ставка при создании ЗСТ, видимо, будет сделана не на сырье, а на продукцию из него. Поэтому в анонсированном перечне нет ни пшеницы, ни муки, но есть макароны и кондитерские изделия.
Тут Казахстану есть что предложить: в январе-ноябре 2017 года было экспортировано более 34,5 тыс тонн готовой продукции на общую сумму $43,8 млн. При этом четверть объема ушла в страны дальнего зарубежья – Афганистан, Китай, Монголию и др. Производство тех же макарон в 2017 году выросло на 7,2% — до 163,4 тыс. тонн.
Определенные надежды связаны и с мясом
В 2017 году казахстанские производители получили разрешение на продажу мясной продукции в Иране, успев продать до конца года более 500 тонн баранины (2,8 млн долларов).
В целом, казахстанские производители пока не готовы к массовым продажам за рубеж. Но в последние годы в республике реализуется ряд проектов в животноводстве, а некоторые из них носят чисто экспортный характер.
Так что
показатели, вполне вероятно, будут расти независимо от того, будет ли создана Зона свободной торговли
В 2017 году Казахстан почти вдвое нарастил экспорт жиров и масла растительного и животного происхождения, заработав на этом более 100 млн долларов.
Основной спрос обеспечили 4 страны: Китай, Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан.
При этом производство растительного масла в республике растет: в 2017 году производство увеличилось на 15,1% — до 360 тыс. тонн. Это говорит о том, что и эта продукция может стать успешной в вопросах экспорта.