За судьбу собственных стран эксперты не боятся. Но вот в целом регион могут ждать большие потрясения.
Окончание. Читайте также первую часть.
Как и таджикские, туркменские эксперты в оценке собственного будущего поделились на оптимистов и пессимистов примерно в равной степени. Сходство проявилось и при перечислении факторов, повлиявших на решения.
Пессимисты кивают на
уровень коррупции, персонификацию власти, укрепление авторитарного режима
Последний фактор работает и в среднесрочной перспективе: пессимисты ожидают максимальной консервации политической системы и нацэкономики, усиления авторитарных тенденций в обеих сферах.
Оптимисты надеются, что через десять лет ситуация в Туркменистане может выправиться и вместо экономического спада они увидят рост. Правда, при сохранении текущего статус-кво политической системы.
В социально-политическом блоке эксперты видят положительное влияние политической стабильности, межэлитных отношений, качества госуправления, настроений населения и межэтнических отношений.
И все-таки угроза: результаты исследования нелегальных узбекских мигрантов
В то же время, отрицательные векторы развития у следующих факторов:
В социально-экономическом блоке уклад экономики, экономические отношения и векторы миграции имеют отрицательное развитие, все остальные параметры демонстрируют рост/подъем.
По мнению экспертов, ожидаемая смена поколений внутри элиты может привести к изменению формы правления, а также
противоборству между представителями нынешнего и нового поколения элиты
(по 50%). Это может привести к новому переделу собственности, но может и закончиться победой действующих представителей элиты, а новое поколение до поры до времени займет нижестоящие позиции.
Ключевым внешнеполитическим партнером Туркменистана через десять лет может быть как Китай, так и Россия в равной степени (по 50%). Среди стран Центральной Азии, с которыми Туркменистан будет поддерживать тесные партнерские отношения через десять лет, эксперты отметили только Казахстан.
Если в отношении будущего собственных стран у большей части экспертов оптимистичный настрой, то
по поводу всей Центральной Азии в целом ожидания более пессимистические (34,4%) и неопределенные (41,2%)
Пессимизм связан в первую очередь с угрозами региональной безопасности, терроризма и религиозного экстремизма. Здесь же проблемы экономики, низкое взаимодействие стран из-за отсутствия доверия. По мнению многих опрошенных,
руководства государств не готовы к диалогу и мало способны договариваться друг с другом
При этом позитивные факторы не перекрывают негативные.
Факторы неопределенности будущего в первую очередь связаны с ее геополитическим расположением. Высокую степень вносит также будущая смена элит.
В региональном масштабе эксперты ожидают:
По мнению опрошенных, виды на Центральноазиатский регион имеет группировка ДАИШ (или ИГИЛ), которая даже включила здешние государства в военные планы на перспективу.
— Следы боевиков – выходцев из стран Центральной Азии обнаруживаются от Турции и Сирии до Евросоюза
Активизация ДАИШ в Афганистане вновь открывает афганскую повестку центральноазиатской безопасности, но уже в новой, более реалистичной плоскости рисков, — отмечают авторы.
Грозит ли Казахстану участь пешки на шахматной доске? — эксперты
Эксперты считают, что в первую очередь нужно создать благоприятный режим для торгового сотрудничества (58,9%), завершить процессы делимитации и демаркации границ с решением всех спорных вопросов (47,8%), создать водно-энергетический консорциум (45,6%).
Кроме того, прозвучали также следующие предложения:
Опрос показал, что «факторы влияния» условно можно разделить на три группы.
Первая группа – внешние факторы, среди которых наиболее значимыми являются: угрозы региональной безопасности, борьба внешних акторов за влияние в регионе.
Особо выделяется
Казахстан — единственная страна, с которой будут сотрудничать все центральноазиатские республики
Вторая группа – внутренние факторы, которые в свою очередь подразделяются на внутрирегиональные и внутристрановые.
Перекресток семи дорог: куда Мирзиёев ведет Узбекистан?
Внутрирегиональные — это в первую очередь водноэнергетические и приграничные проблемы. Риск межгосударственных конфликтов и не только по этим поводам.
Третья группа – внутристрановые факторы. Порождены неопределенностью в связи с возможной сменой правящих элит и вопросом транзита власти. Сюда же входит высокий уровень коррупции, проблемная экономика и социальная политика, рост напряженности на этой почве.
Авторы доклада обозначили «10 вызовов будущего» для Центральной Азии, которые более чем возможны, но их нельзя допустить ни в коем случае.
1. Фрагментация региона как единого политико-экономического целого, ведущая к дальнейшей разобщенности с последующей конкуренцией, конфронтацией и конфликтами.
2. Дисбаланс и соперничество: региональная конкуренция – в итоге ослабление всех и усиление внешнего влияния. Возможно использование региона мировыми державами как полигона для «выяснения отношений».
3. Экономический регресс: слабая диверсификация экономики, в результате неспособность использовать активное торгово-экономическое сближение Востока и Запада и вероятное выпадение на периферию евразийской геоэкономики.
4. Разложение изнутри: сохранение высокого уровня коррупции нивелирует любые прогрессивные инициативы развития и будет наносить репутационный урон региону.
5. Закат просвещения: снижение государственных инвестиций в образование, спад грамотности населения и деградация человеческого капитала. Продолжится «отток умов», ускорится распад созданной еще в советское время технической и социальной инфраструктуры.
6. Консервация политики: сохранение статус-кво или ухудшение политических систем в странах региона приведет к консервации архаической кланово-племенной социально-политической структуры обществ.
7. «Опиум для народа»: рост религиозности населения (с проникновением радикальных идеологий), повышение роли религии в государственных делах и вероятная утрата светской модели развития. Закрепление за регионом репутации поставщика боевиков в международные террористические организации.
8. «Афганизация» региона: продолжающаяся дестабилизация военной обстановки в Афганистане при отсутствии политического диалога и военной кооперации в Центральной Азии будет представлять опасность для всех стран.
9. Вызов с юга: развитие транспортных коридоров из Центральной Азии в южном направлении может привести к росту миграции с перенаселенного юга на север. Может последовать усиление влияния радикальных религиозных организаций, к которому страны Центральной Азии не готовы.
10. Незрелая интеграция: развитие ЕАЭС в нынешнем формате (без единой объединительной стратегии для Центральной Азии и соответствующей политики со стороны России) будет провоцировать дальнейшее разделение региона (одни страны будут членами ЕАЭС, другие – нет).