«Аэрофлот» — первая советская транспортная компания, которая ввела понятие классности салонов. Если обычные советские пассажиры могли рассчитывать только на минералку и книгу, то в «первом классе», предназначенном для богатых иностранцев, предлагали черную икру под водку.

Салон первого класса Ту-104 походил на купе вагона.
Идеология Советского Союза предполагала, что в стране нет бедных или богатых — все равны. Поэтому когда речь заходила о советском транспорте, не было таких категорий, как «первый класс», «бизнес-класс» и проч. Исключение составляла только компания «Аэрофлот». Дело в том, что авиаперелеты совершались не только внутри Союза, но и по всему миру, а значит, авиакомпания должна была принять западные стандарты. Так в 1950-х появился сервис для богатых туристов. Но иногда лайнеры «Аэрофлота», предназначенные для международных полетов, использовались и для внутренних рейсов. И тогда в роскошный первый класс попадали самые обычные советские граждане.

Бабушка в салоне первого класса.

В советском первом классе можно было перевозить даже животных.

Советские люди в полете не пили алкоголь. Судя по фото, во время перелетов они читали труды Маркса (ну или что-то подобное).

Так выглядел премиум-обед на Ту-104.

А готовили его на шикарной кухне с дубовой мебелью.

Уже в Ту-114 появились комфортные кровати с настоящими одеялами и подушками.

Глядя на фото, понимаешь, что путешествие в СССР вовсе не означало отсутствие комфорта.

Салон мог выглядеть и так.

А это президентский люкс по-советски. В нем летали только высшие партийные руководители. Кожаные кресла, красный ковер и полированная мебель.

В 1980-х первый класс стал доступен рядовым советским пассажирам. Если обратить внимание на предлагаемые в полете блюда и напитки, очевидно, что они напомнят вам роскошный новогодний стол.

Рекламные плакаты «Аэрофлота» предлагали трансатлантический перелет в первом классе за 583 долларов 90 центов — по официальному курсу 525 рублей 60 копеек, обещая высокий уровень комфорта, настоящую русскую водку и черную икру.