Парадоксально, но вне зависимости от колебаний мировых цен на нефть долговые аппетиты нашего государства продолжают расти быстрыми темпами, сводя на нет мечты налогоплательщиков о компактном, недорогом и одновременно эффективном правительстве.
В реальности же, если судить по данным Министерства финансов, за 2017 год
долг правительства Казахстана увеличился на 14,8% до 10 трлн 193,3 млрд тенге,
в абсолютном выражении – на 1 трлн 316 млрд. тенге. В пересчете на долларовый эквивалент прирост составил до 15,1% или $4 млрд 37,0 млн. до $30 млрд 672,3 млн.
Для сравнения: бюджетные расходы на здравоохранение в 2018 году запланированы в 1 трлн 70,3 млрд. тенге
Таким образом, если бы Кабмин сдерживал свои долговые аппетиты на уровне 2016 года, ограничивая заимствования на рынке, то сэкономленных на этой «диете» средств вполне бы хватило для финансирования одной из ключевых социальных сфер. И к тому же фискалам не нужно было бы искать новые источники пополнения казны за счет, к примеру, резкого повышения расценок на оформление паспортов. Напомним и о том, что ВВП Казахстана в прошлом году вырос на 4%.
Госдолг Казахстана вырос на $400 млн за полгода
Внутренний долг правительства, значительная часть которого финансируется за счет пенсионных накоплений «ЕНПФ», вырос в 2017 году почти на треть (32,1%) до 5 трлн 624,3 млрд тенге, в долларовом выражении – 32,5% до $16 млрд 923,8 млн. Конечно, такая
ускоренная долговая динамика выглядит странной на фоне заметно выросших в 2017 году нефтяных цен,
— ведь с ростом притока нефтедолларов в казну растут и ее доходы, а посему нет особого смысла наращивать заимствования. С другой стороны, постоянно увеличиваются и пенсионные активы «ЕНПФ», которые тоже надо размещать в надежные и доходные финансовые инструменты, коими выступают ценные бумаги Минфина, — ведь биржевой рынок акций и корпоративных облигаций в нашей стране по-прежнему остается мизерным.
Зато внешний долг правительства, за которым внимательно следят в МВФ и рейтинговых агентствах, в 2017 году снизился на 0,8% до $13 млрд. 748,5 млн., в казахстанской валюте – на 1,1% до 4 трлн. 569,0 млрд. тенге. При этом значительная его часть приходится на суверенные еврооблигации — $6,5 млрд., далее среди кредиторов идут Всемирный банк ($4 млрд. 15,7 млн.) и Азиатский банк развития ($2 млрд. 164,0 млн.).
У Нацбанка внешний долг в статистике Минфина отсутствует, зато значительно увеличился приходящийся на него объем внутреннего долга – на 26,4% до 3 трлн. 183,4 млрд. тенге (в долларовом эквиваленте – 26,7% до $9 млрд. 579,1 млн.). Напомним читателям, что
главным источником огромного долга центрального банка служит его энергичная борьба с избыточной тенговой ликвидностью,
поступающей на рынок большей частью от … правительства через всевозможные программы господдержки экономики.
Выросли в 2017 году долговые аппетиты и у местных исполнительных органов власти. Объем приходящегося на них государственного долга вырос весьма значительно — на 30,1% до 572,1 млрд. тенге, в пересчете на американскую валюту – 30,5% до $1 млрд. 721,6 млн. Правда, основным их кредитором выступает правительство Казахстана, которому регионы были должны на начало 2018 года 444,7 млрд. тенге.
Количество долларов у Нацбанка сократилось
Общая же сумма государственного долга Казахстана выросла за 2017 год на 18,1% до 13 трлн. 504,2 млрд. тенге, в абсолютном выражении – на 2 трлн. 67,6 млрд. тенге. В долларовом выражении прирост составил 18,4% или $6 млрд. 320,6 млн. до $40 млрд. 635,0 млн. К этой величине для статистической полноты нужно добавить еще объем государственного долга, гарантированного государством (446,1 млрд. тенге или $1 млрд. 342,5 млн.), и долга по поручительствам государства (37,8 млрд. тенге, $113,8 млн.).
Государственный и гарантированный государством долг, долг по поручительствам государства РК по состоянию на 1 января 2018 г.
Примечание:
Справочно: курс доллара США на 31 декабря 2017 г. – 332,33 тенге
Источник: Министерство финансов РК, Национальный банк РК.