Должность министра труда в Казахстане своего рода ловушка — здесь невозможно решить проблемы, но отвечать за них придется.
После освобождения Тамары Дуйсеновой от должности министра труда и соцзащиты на ее место была назначена Мадина Абылкасымова. Но, по мнению политолога Султанбека Султангалиева, превзойти свою предшественницу в делах ей вряд ли удастся.
— Сама должность министра труда и социальной защиты является в нашей стране весьма проблемной. А социальная защита всего лишь обозначается в Конституции.
На эту должность, как многие наверное заметили, не назначаются весовые фигуры
казахстанского политического истеблишмента. По сути, должность министра в данном ведомстве является «патамуштной» — во главу его всегда ставят готового «козла отпущения». Явная недоработка министерства не зависит от личности, которая возглавляет государственное учреждение. Трудно говорить о социальной защите при минимальной зарплате в 28 тысяч тенге, — подчеркивает Султангалиев.
Политолог считает Абылкасымову обычной астанинской чиновницей, «не нюхавшей регионального пороха».
— Главная проблема сегодня в том, что государство в лице бюрократии видит решение всех своих проблем, возникающих в силу перманентной некомпетентности, чтобы залезть в карман налогоплательщиков. При таком подходе мы никогда не сможем улучшить ситуацию в данной сфере, — убежден Султангалиев.
По его словам, главным приоритетом для минтруда и соцзащиты должна стать проблема самозанятых.
— 2,5 миллиона наших соотечественников по мановению волшебной бюрократической палочки оказались вне внимания государства
В связи с внедрением ОСМС мы увидим, что эта категория населения будет стремительно перетекать в категорию безработных, кем они и являются на самом деле по большому счёту, — отмечает он.
По мнению политолога Булата Султанова, сегодняшние проблемы самозанятости среди казахстанцев станут актуальными в ближайшем будущем, когда появится немало пожилых людей, которые не будут иметь пенсии, жилья и возможности получать медицинскую помощь.
— Я считаю, новый министр должна принципиально подойти к решению этих вопросов. А то у нас обычно все происходит, как в поговорке: «Гладко было на бумаге, но забыли про овраги». А по ним — ходить. Когда к власти приходит новый министр, мы все ждем, что он войдет в историю, но на деле он лишь «вляпывается в историю». Я считаю,
новый министр труда и социальной защиты должна для начала хотя бы понять название министерства
И осознать, что на ее плечи ложатся обязанности регулировать справедливую оплату труда и обеспечивать социальную защиту населения, — подмечает он.
По наблюдениям Булата Султанова, сегодня в Казахстане наблюдается поляризация общества: с одной стороны — высокие зарплаты высших чиновников, с другой — уровень зарплат учителей и врачей оставляет желать лучшего.
— Нам
нужно сделать так, чтобы зарплата министра не превышала зарплату простого учителя больше, чем в три раза
В этом мы можем опереться на норвежский опыт. В медицинское сфере нужно сделать то же самое. Удивляют данные комитета по статистике, согласно которым средняя заработная плата в стране составляет 150-160 тыс. тенге. Чем-то напоминает это мне тот анекдот про «среднюю температуру по больнице». Достаточно открыть объявления о вакансиях в газете, которые я часто ради интереса просматриваю:
«Городская поликлиника №18 в Алматы ищет врача-эндокринолога (детского). Зарплата: 71 557 тенге».
Или вот:
«Специализированный лицей №165, учитель казахского языка и литературы. Зарплата: от 50 000 до 80 000 тенге, в зависимости от стажа работы».
Парадоксы безработицы в Казахстане: растет дефицит рабсилы и число неработающих
А с этой зарплаты учитель должен еще заплатить 10% — подоходный налог, 10% — пенсионный налог. Так, начинающий учитель без стажа получит на руки 40000 тенге. А если еще туда прибавят ОСМС, зарплаты не хватит даже на угол во «времянке», — говорит Султанов.
Кроме того, учитывая, как много сегодня в Казахстане говорят о цифровизации, следует понимать, что она в конечном итоге приведет к сокращению рабочих мест.
— А стало быть уже сейчас нужно думать о том, где все эти люди будут работать. И уже сейчас нужно готовить людей для новых отраслей производства. И этот вопрос должен решаться в рамках кооперационного сотрудничества минтруда с Министерством образования, в тесной увязке с местными акимами, — говорит Султанов.
По мнению Булата Султанова, сегодня система назначений в министерствах строится таким образом, когда в ту или иную сферу назначается человек, не имеющий в ней опыта работы.
— Вот к примеру,
чтобы стать врачом, нужно иметь медицинское образование. А чтобы возглавлять министерство здравоохранения, не обязательно иметь высшее медицинское образование
В случае нового министра минструда я конечно искренне надеюсь на то, что она справится с новыми задачами. Но в то же время меня не покидает скепсис относительно того, что министры приходят и уходят, а ситуация в стране не улучшается. Цены растут на все, потому что две прошедшие девальвации сильно ударили по тенге. Чтобы что-то поменять, надо изменить всю систему, — заключает Султанов.