365 info уже писал о слухах, что в ближайшее время в странах ОДКБ будут легализованы частные военные компании. Однако депутаты мажилиса отмечают, что в комитет законопроект о легализации ЧВК не поступал. Получается, новость оказалась фейковой, а ее цель — зондирование общественного мнения? Ответят депутаты, эксперты и политологи.
В казахстанских, кыргызских и российских СМИ последнее время усиленно обсуждается законопроект «О частной военно-охранной деятельности», якобы инициированный в рамках ОДКБ.
Попросту говоря, общество взволновал вопрос: будут ли легализованы коммерческие военные формирования, или как их называют чаще всего, частные военные компании (ЧВК), и чем это нам грозит?
Напомним, что в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) на текущий момент входят Армения, Казахстан, Кыргызстан, Беларусь, Таджикистан и Россия.
Особенное внимание тема «крови за деньги» получила в связи с распространившимися известиями о гибели в Сирии российских граждан, в определенных источниках названых наемниками.
Эти наемники, опять же, по слухам, принадлежат к некой ЧВК Вагнера, полулегальной либо вовсе нелегальной структуре, которая отправляет контрактников воевать в горячие точки.
Депутат мажилиса, член комитета по международным делам, обороне и безопасности Владислав Косарев сообщил, что в комитет законопроект о легализации ЧВК не поступал. И даже
к гипотетическому инициированию такого документа у депутата резко отрицательное отношение
– Разве мы придем в мире к спокойствию и благополучию, если каждый, кто даст денег, сможет развязать агрессию? Этого нельзя допускать ни в коем случае.
У государства есть право и международные обязательства, которыми оно связано. А если это отдать в частные руки, международные обязательства государства могут не выполняться, а списать все можно на бестолкового частника.
Государство не должно отдавать в частные руки вопросы обороны, — заявил Владислав Косарев
Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК, кандидат военных наук Георгий Дубовцев однозначно заявил, что никакой «законопроект о ЧВК в рамках ОДКБ» пока в эту структуру не внесен. И
в ближайшие 3-5 лет инициирование подобного документа в РК не предвидится
– Мне известно, что в казахстанских СМИ запустили «утку», что якобы в парламентскую ассамблею ОДКБ внесен законопроект с таким названием. И якобы он предусмотрен так называемым планом работы парламентской ассамблеи ОДКБ на 2017-2020 годы.
На самом деле такого плана работы не существует. В секретариате парламентской ассамблеи ОДКБ зарегистрирована программа деятельности по сближению и гармонизации национального законодательства государств-членов ОДКБ на 2016-2020 годы, утвержденная в 2015 году.
В этой программе есть пункт «Рекомендации по правовому регулированию ограничения и использования деятельности частных военных компаний в обеспечении безопасности государств-членов ОДКБ».
Никакого законопроекта «О частной военно-охранной деятельности» рассматривать не планировалось, — подчеркнул эксперт КИСИ.
По его мнению,
казахстанские журналисты и политологи, обсуждая законопроект, основывались на «российских вбросах
о том, что подобный законопроект разработан исследовательскими учреждениями., В частности, ссылаясь на Институт проблем безопасности и устойчивого развития.
Мне не удалось на сайте парламентской ассамблеи найти информацию, что такой законопроект представлен
– В то же время, сейчас в Российской Федерации идет волна, что необходимо принимать такой законопроект и вносить в Госдуму. Известно, что подобная попытка уже предпринималась и в предыдущие годы не прошла.
Вопрос актуализировался в связи с тем, что буквально две недели назад появились фейковые сообщения о массовой гибели бойцов так называемой частной военной компании Вагнера в Сирии.
В российском информационном пространстве этот вопрос очень активно сейчас обсуждается, — добавил Георгий Дубовцев.
По словам эксперта, в Казахстане законопроекты о ЧВК не разрабатывались
«Необходимости в этом, как я понимаю, не было. Когда будут разработаны и внесены в парламентскую ассамблею ОДКБ «Рекомендации по правовому регулированию ограничения и использования деятельности ЧВК в обеспечении безопасности государств-членов ОДКБ», тогда, видимо, в соответствии с этим документом пойдет какая-то работа.
Пока же ни правоохранительные органы, ни минюст проблематикой ЧВК не занимаются. Пока все на уровне фейков»
Георгий Дубовцев прокомментировал и разговоры о том, что если закон о ЧВК будет принят в Госдуме РФ, казахстанцы (как и граждане других стран-участниц ОДКБ) будут вступать в российские коммерческие формирования, что чревато различными политическими и социальными осложнениями.
– Отсылаю вас к российскому закону, которым предусматривается служба по контракту в армии для граждан других государств. Почему на этот счет нет негативной реакции?
Что касается рассуждений, что «зеленые человечки» в этом случае (в случае принятия в Госдуме или ОДКБ закона о легализации ЧВК – ред.) будут угрожать Казахстану, они будут угрожать лишь если Казахстан закажет услуги этих частных военных компаний для выполнения военно-охранных функций. Что маловероятно.
Наши месторождения на Каспии нет резона охранять зарубежным частникам, у нас есть и свои силовые структуры,
выполняющие эти функции, — сказал эксперт.
На вопрос о том, нужны ли легализованные солдаты удачи какой-либо стране СНГ, кроме России, он ответил следующее:
– Возможно, ЧВК понадобятся Туркменистану. Он сейчас в сложном положении в связи с активизацией ИГИЛ
на севере Афганистана и с тем, что у них достаточно слабые вооруженные силы и правоохранительные органы.
Вполне возможно, что при обострении обстановки помощь понадобится Таджикистану, хотя в отношении этой страны предусмотрена взаимопомощь в рамках ОДКБ.
Но это все гипотетические сценарии, такое маловероятно.
В Казахстане вполне дееспособные вооруженные силы, Национальная гвардия, пограничная служба, органы МВД, поэтому
на территории нашей страны военные компании не нужны
– России есть смысл легализовать сотрудников полулегальных военно-охранных организаций, действующих на территории Сирии, поскольку у них нет никаких социальных гарантий.
Вроде они действуют в интересах России, но в то же время их статус не определен
Эти люди в какой-то мере должны быть защищены, чтобы их семьи в случае гибели или увечья получили компенсации и страховые выплаты. Это вполне оправданный шаг для России.
Для Казахстана маловероятно, что в обозримой перспективе, в ближайшие 3-5 лет встанет вопрос о принятии такого закона. А дальше жизнь покажет.
Может у нас появятся какие-то интересы в других государствах, и Казахстан захочет заработать на этом. Речь идет об очень больших деньгах,
мировой рынок ЧВК превышает 100 млрд долларов в год
Но эта ниша занята. Дилетантов на рынок подобных услуг не пустят. А пока актуальности для нашей страны в таком законопроекте нет, — резюмировал Георгий Дубовцев.
Политолог Досым Сатпаев считает, что в любых законодательных документах о частных военных компаниях дьявол кроется в деталях. И
главное на сегодня понять – какие риски они несут для Казахстана
– По поводу законопроекта была информация с российской стороны, потому что в его разработке участвовал один из российских аналитических институтов.
С его стороны было сделано заявление, что документ будет представлен на рассмотрение парламентской ассамблеи.
Судя по всему, технически законопроект еще никому не предоставлен, но
уже заявлено о том, что его хотят вынести на обсуждение именно в рамках ОДКБ
Меня больше интересует вопрос, будет ли законопроект, разработанный российским институтом, совпадать с тем, который рассматривает Госдума?
По-моему,
этот законопроект вносится уже пятый раз с 2016 года и в нем есть очень много спорных моментов,
— пояснил политолог.
– В частности, вопросы касаются предложения разработчиков (законопроекта для Госдумы – ред.) предоставить ЧВК статус комбатантов, т. е. структур, которые могут в том числе принимать участие в военных операциях, включая контртеррористические.
Судя по заявлениям, касающимся законопроекта, который хотели вынести на ОДКБ, ЧВК как раз не должны иметь статус комбатантов.
Но вне зависимости от того, как он будет составлен и что там будет написано,
саму попытку легализации ЧВК я лично считаю угрозой
Именно с той точки зрения, что появление легальных ЧВК во всех странах-участниках ОДКБ означает, что гипотетически граждане Казахстана, получив статус сотрудника компании, смогут работать на российскую, белорусскую или армянскую ЧВК.
И никто не будет знать, для каких целей их нанимают и куда посылают, — сказал Досым Сатпаев.
По его словам, опыт США и европейских стран, где ЧВК действуют легально десятки лет, показывает: все попытки законодательно отрегулировать эту сферу, принять несколько международных документов, делающих данный бизнес более прозрачным, ни к чему не привели.
«Тонкая грань между частными военными компаниями и наемническими структурами до сих пор сохраняется.
В зоне боевых действий часто непонятно, чем такие структуры занимаются и какую функцию выполняют
Кроме того, формально они являются самостоятельными, но фактически большинство из них прямо или косвенно связаны с военными или со спецслужбами тех или иных стран.
Соответственно,
ЧВК часто могут использовать для спецопераций под прикрытием, не оглашая истинных намерений и целей
– Появление ЧВК как легальной структуры на территории постсоветских стран, с моей точки зрения, создаст для нас очень серьезную угрозу.
Никто не даст гарантий, что та или иная иностранная ЧВК, которую та или иная структура попросит оказать содействие на территории Казахстана, при определенных политических изменениях не трансформируется в диверсионную группу.
Появятся люди без опознавательных знаков, с боевым опытом, оружием и будут кого-то охранять, что-то защищать, не указывая, в чьих интересах это делается.
То есть вне зависимости от того, какой законопроект хотят предложить,
для Казахстана легализация ЧВК – троянский конь,
— заключил Досым Сатпаев.