Но только при стабильной цене на нефть в течение года и более и планомерном укреплении нацвалюты.
Олигархи в России бушуют — крепкий рубль противоречит их интересам. По словам Олега Дерипаски, основателя «Базэла» и контролирующего акционера алюминиевого производителя UC Rusal и автомобильной группы ГАЗ,
российский рубль стоит нынче очень дорого
Между тем тенге не отстает от «российского собрата» — его курс по отношению к доллару продолжает расти.
По состоянию на 2 февраля стоимость 1 доллара США составила 322,73 тенге. Возможно, казахстанским олигархам это тоже не нравится?
По словам экономиста Ерлана Ибрагима, сегодня некоторым бизнесменам Казахстана крепкий тенге выгоден, для других актуален слабый рубль. Импортеры заинтересованы в крепкой валюте, экспортеры — в слабой.
— Казахстане экспортеров меньше чем импортеров, но у них больше денег: от них мы получаем почти 80% доходов
В основном это крупные нефтегазовые компании. Слабый тенге им выгоден. Оглянувшись назад и проанализировав экономическую ситуацию, можно увидеть, что были периоды, когда экономические предпосылки способствовали одному курсу, но влияние сильных олигархических кругов вынуждало установить иной, искусственный, курс, — отмечает он.
К слову, сдерживание курса национальных валют в интересах определенных групп бывает и в других странах, причем с более сильной экономикой, чем в Казахстане.
— В экономической ситуации Японии был такой момент —
Центробанк Японии был заинтересован в слабой иене и они ее искусственно удерживали достаточно длительный период времени
Хотя экономическая ситуация способствовала тому, что иена должна была укрепляться ввиду позитивного торгового баланса. Затем, в очень короткий промежуток времени, иена очень сильно укрепилась, что нанесло серьезный удар по экономике. В частности, пострадали экспортеры. Условно говоря, цена отдельно взятого японского автомобиля на американском рынке до укрепления иены составляла 2,8 млн иен, то после того, как иена укрепилась, выручка с продажи такого же автомобиля уменьшилась на миллион, — рассказывает экономист.
По наблюдениям Ерлана Ибрагима, аналогичная ситуация сегодня наблюдается в Китае — власти удерживают слабый юань. Это делается в интересах экспортеров. Что касается России, то по мнению Ибрагима, в отношении формирования курса рубля Центробанк действует достаточно разумно.
— Порой им слабый рубль выгоден:
когда рубль падал до 80, они смогли выполнить свои бюджетные обязательства
В целом сбалансированная макроэкономическая политика предусматривает, что курс нацвалюты формируется рынком. У нас же, возможно, будут небольшие отклонения курса, но это не рост и падение, а просто коррекция.
Эта коррекция не будет иметь критических параметров, поэтому я не вижу серьезного повода для беспокойства. Пока что наши крупные экспортеры выигрывают от высокой цены на нефть. И для них потери, связанные с небольшим укреплением тенге — не такие существенные. Если же в течение года и более цена на нефть будет, например, 70 долларов и при этом тенге будет постоянно укрепляться, то государство вмешается, — говорит экономист.
Экономист Рустем Жансеитов считает, что хотя
казахстанские олигархи и заинтересованы в слабом тенге, но сильно «просесть» ему не позволят
— После недавней девальвации многие не пришли в себя — и население, и бизнес. Очередной крупный провал тенге может спровоцировать сильное социальное напряжение. Это необходимо учитывать в первую очередь, — подчеркивает экономист.