Газотранспортная система (ГТС) России и бывших союзных республик начала складываться в 1950-х гг.
За 30 лет было построено более 60 тыс. км магистральных газопроводов (МГП), начали применять трубы большого диаметра (ТБД) и повышать рабочее давление, создавать первые подземные хранилища газа (ПХГ).
Всесоюзное строительство, тем не менее, велось равномерно не везде
В одних республиках создавалась мощная транспортная инфраструктура с заделом на будущее, в других — лишь необходимый минимум.
С распадом СССР вместе с независимостью республики получили и груз ответственности за поддержание в достойном состоянии своего наследия. Одни пошли по пути интенсивной эксплуатации и мало заботились о модернизации 1000-километровых газопроводов, другие, имея менее разветвленную ГТС, активно ее модернизировали и внедряли новейшие технологии.
Как сегодня живет газотранспортная отрасль промышленности бывших союзных республик?
Открытие больших газовых запасов и необходимость обеспечения промышленности центральных регионов газом привели к тому, что к 1970-м гг. по территории СССР протянулся самый длинный на тот момент газопровод в мире — МГП Средняя Азия-Центр (САЦ).
Уже к 1985 г. общая пропускная мощность этого многониточного газового маршрута составила 80 млрд кубометров газа в год.
К этому времени СССР был лидером мировой газовой добычи, которая составляла 587 млрд кубометров в год
Крупные газовые месторождения открывались на обширной территории всего Союза, а значит необходимо было обеспечивать связь между центром добычи и регионами потребления. Началось активное строительство газопроводов и сопутствующей технологической инфраструктуры.
Это привело к тому, что богатые углеводородами республики начали обрастать МГП, газопроводами-отводами и ПХГ, где применялись ведущие на момент строительства технологии и оборудование.
После развала Советского Союза каждый стал «сам за себя»: кто-то бьется над решением вопроса о поставках газа в Европу, кто-то ищет «газовые выходы» на азиатско-тихоокеанский регион и т. д.
При этом, например, крупнейшая газовая компания России использует ГТС соседей лишь в качестве транзитного маршрута, а значит и развивать эти самые ГТС бывшим союзным республикам приходится в большинстве случаев самостоятельно.
Оценивая ситуацию с развитием ГТС бывших союзных республик, следует отметить такие критерии, как протяженность газопроводов, подключенность к МГП и пропускная мощность. Но в первую очередь следует обратить внимание на динамику развития ГТС, их техническое состояние в целом, применение современных технологий, а также пути диверсификации.
С образованием независимых республик судьба газовых маршрутов стала определяться внутренней стратегией каждой из них. В некоторых странах созданы компании со смешанным капиталом, в частности, с иностранным.
Так, контролирующий акционер Молдоватрансгаз — российский «Газпром», с долей участия 51%
В остальных республиках — Беларуси, Казахстане, Узбекистане, Украине, Туркменистане, Грузии, Азербайджане — ГТС принадлежит компаниям со 100% государственным капиталом.
Медведев попросил членов ЕАЭС перестать подсчитывать цены на российский газ
Не всем госкомпаниям на территории Светского Союза удается успешно функционировать в этой области. Причин тому множество — внутренние проблемы, недостаток финансирования со стороны государства, слишком высокая конкуренция на внешних рынках, отсутствие экспортно-ориентированной инфраструктуры.
Тем не менее, на сегодняшний день успешнее динамика развития газовой отрасли у Казахстана (национальный оператор — «КазТрансГаз»).
По территории Казахстана проходит 3 транснациональных МГП: Средняя Азия — Центр, Бухара-Урал и Центральная Азия — Китай. В свою очередь, ГТС находящаяся в управлении АО «КазТрансГаз», включает в себя более 55 тыс. км МГП и газопроводов — отводов. 19 тыс. км из них — МГП, причем увеличение их длины на 1/3 произошло за последние 5 лет, что само по себе уже большое достижение.
За последние годы в Казахстане была проведена модернизация объектов газовой отрасли, позволившая наращивать объемы транспортировки и в случае изменения рыночной обстановки диверсифицировать маршруты газа в любом направлении.
Сегодня по темпам развития газовой промышленности Казахстан находится в лидерах стран СНГ, ведь практически все соседи по региону в основном просто эксплуатируют ГТС, доставшиеся в наследство от СССР
Взять хотя бы Украину, многие годы являвшуюся главным транзитером газа из России в Западную Европу и по-прежнему обладающую наиболее мощной ГТС среди ближайших соседей.
Несмотря на эти преимущества, позитивной динамики не видно уже давно, а ввод в эксплуатацию МГП «Турецкий поток» и тем более МГП «Северный поток-2» лишит Украину российского транзита практически полностью.
И хотя после 2019 года останется около 15 млрд м3/год российского транзита в Европу по украинской ГТС, говорить о ее развитии уже не приходится.
Деятельность в газовой отрасли Армении сегодня осуществляется «Газпром Армения», которая является дочерним акционерным обществом «Газпрома». Но кроме крупного и технически сложного проекта строительства МГП Иран-Армения, который позволил бы расширить ресурсную базу поставок природного газа и создать 2-й технологический вход в Армению, вспомнить в общем-то больше не о чем.
Это единственная страна во всем закавказо-каспийском регионе, в которой на протяжении уже нескольких 10-летий практически полностью отсутствует нефтегазовая промышленность в целом.
У Азербайджана дела обстоят лучше — государственная SOCAR транспортирует газ по 4м МГП в Грузию и Турцию (с месторождения Шах-Дениз), а также в Иран и Россию.
Перспективными считаются поддерживаемый ЕС маршрут ГТС TAP-TANAP, включающий Трансанатолийский газопровод (TANAP) и Трансадриатический газопровод (ТАР), газопровод AGRI. Тем не менее, в последнее время Азербайджан вынужден увеличивать долю импорта вследствие дефицита внутреннего газоснабжения.
Ведущий газовый оператор Туркменистана — компания Туркменгаз — 100% государственный концерн.
ГТС Туркменистана включает 8 тыс. км газопроводов в 1-ниточном исполнении, ведущие в Россию, Украину и Иран. Туркменистан активно поставляет сетевой газ в Китай по МГП ЦАК.
Президент Туркменистана отменил бесплатные газ, воду и электричество
В обозримой перспективе Туркменистан надеется начать экспорт своего газа в ЕС и Азию по МГП ТАПИ, но риски безопасности этого МГП столь велики, что проект продвигается с откровенным трудом.
Мощностей Южного газового коридора не хватит для роста поставок туркменского газа в Европу, а перспективы прокладки газопровода через охваченные беспорядками страны, делают малоперспективным и проект ТАПИ.
Газ — основа экономики страны. 84% производимого голубого топлива Туркменистан экспортирует, а доходы составляют основную часть бюджета
Тем не менее, несмотря на значимость ГТС для экономики, ее изношенность составляет от 72% до 87%.
Сравнительный анализ можно продолжать, но выводы не очень-то изменятся.
Как мы видим, где-то дела идут лучше, где-то хуже, однако стабильность и положительная динамика на протяжении длительного периода времени наблюдаются, пожалуй, только в Казахстане, где газовая отрасль промышленности подверглась полному «апгрейду».
Здесь реализовано наибольшее количество газовых проектов, полностью обновлены основные фонды отрасли, что в свою очередь позволило объединить все газопроводы в единую ГТС.
Почему Казахстан не добывает сланцевую нефть? — Досмухамбетов
ГТС страны находится в отличном состоянии и способна пропустить до 85 млрд м3/год газа с перспективой увеличения объемов прокачки до 120 млрд м3 /год и продолжает динамично развиваться.
Благодаря строительству МГП Бейнеу — Бозой — Шымкент Казахстану удалось решить 3 важные задачи — обеспечить стабильные поставки газа на юг, создать единую систему газотранспортировки и увеличить экспорт.
«КазТрансГаз» стал важнейшим и технологически самым мощным оператором газовых потоков в Средней и Центральной Азии.
Сегодня это самая быстрорастущая газовая компания СНГ: увеличились объемы транзита среднеазиатского газа в направлении России и Китая
Казахстан, в отличие от других стран постсоветского пространства, не просто эксплуатирует то, что досталось по наследству от СССР, но и активно добавляет к этому запасу прочности новые мощности и модернизирует старые, используя инновационные технологии, позволяющие осуществлять диверсификацию маршрутов.
Это позволяет казахстанской газовой отрасли претендовать на место «драйвера» всей нефтегазовой промышленности региона.