На территории Алматы несколько лет назад было построено хранилище штаммов самых вредоносных бактериологических инфекций. Не исключено, что к строительству объекта имеет отношение Кен Алибек, уроженец Алматы, бывший замруководителя советской программы по созданию бактериологического оружия «Биопрепарат».
Известно, что в 1992 году Алибек уехал на Запад, где стал успешным бизнесменом. Сегодня СМИ сообщают, что он подозревается в помощи беглому банкиру Мухтару Аблязову, а именно в отмывании финансов, украденных из БТА банка.
В 2007 году газета Los Angeles Times опубликовала материал, в котором говорилось, что Кен Алибек раскрыл министерству обороны США секретные материалы о разработках бактериологического оружия, которые проводились в СССР.
Кроме того, автор статьи повествует о том, как
Алибек «присосался» к оборонным бюджетам и снискал себе в научном мире одиозную репутацию
В статье были также обнародованы планы Алибека построить фармацевтическую фабрику в Украине, того самого актива, который сегодня фигурирует в деле о предполагаемых связях Алибека и Аблязова.
Приводим вниманию читателей перевод нашумевшей статьи. Мнение и тональность повествования автора сохранены максимально близко к оригиналу.
Бывший советский военный ученый, дезертировав из России, умудрился стать миллионером, предсказателем эпидемий,
сумев запудрить мозги ученым и политикам высшего ранга
Осенью 1992 года Канатжан Алибеков переехал в США, захватив с собой материалы о производстве в СССР бактериологического оружия.
Будучи доктором микробиологии, врачом и полковником Советской Армии, он принимал самое непосредственное участие в программе «Биопрепарат».
Алибеков рассказал американской разведке, что СССР, несмотря на запрет, введенный в 1972 году, мобилизовал как минимум 30 тыс. советских ученых, которые работали над созданием опасного оружия в десятках НИИЦ.
Кроме того, ученый предупредил, что выезжающие за пределы России ученые представляют большую угрозу. С его слов, некоторые поехали в Ирак и Северную Корею. И не исключено, что эти страны могут получить штаммы сибирской язвы и черной оспы.
Большой опыт работы, звания и знания, а также ужасающие подробности о деятельности советских ученых придали репутации Алибекова вес и солидность в Вашингтоне.
Ученый изменил свое имя на Кена, втерся в доверие к политикам — стал завсегдатаем Капитолийского холма. Его голос стал из одним из важнейших при принятии руководством США решения потратить миллиарды долларов на деятельность в борьбе с распространением штаммов язвы, оспы и других потенциальных средств биотеррористов.
«Алибек заверял, что передал только нам в первые руки самую последнюю информацию о советской программе, объемах и масштабах распространения этого оружия в Иране и Ираке», — сказал доктор Томас Монат, в прошлом один из высших офицеров Армии США.
Кроме того, Монат отмечает, что когда он возглавил группу экспертов, консультировавших ЦРУ в области предотвращения бактериологических атак,
информация Кена получила большой резонанс на самых высоких уровнях правительства США
Д-р Монат сказал: «Я думаю, он повлиял на многих людей, которые тогда могли принимать решения в части ответных мероприятий», и добавил, что
озабоченность в правящих кругах США по поводу черной оспы была вызвана именно Алибеком
Доктор Кеннет Бернард, который служил в администрации президента Буша в качестве специального помощника по бактериологической защите, согласился с мнением Моната, заявив, что Алибек «возымел существенное влияние».
Когда в 2003 году США выступили против Ирака, Алибек дерзко заявил, «…нет никаких сомнений…», что у Саддама Хусейна есть ресурсы для боевого применения штаммов сибирской язвы и черной оспы.
Некоторые американские чиновники все еще высоко ценят Кена и его «слив» информации. Однако последние события вызывают большие сомнения в отношении честности и правдивости Алибека.
Ведь
никакого бактериологического оружия массового поражения в Ираке по сей день не найдено
Кроме того, самые якобы сенсационные научные результаты Кена не прошли стадию коллегиальной оценки. Попытки продвигать через интернет таблетки для укрепления иммунной системы, распространяемые от его имени, были подвергнуты остракизму многими учеными.
10 месяцев назад Кен покинул кресло исполнительного директора Центра бактериологической защиты одного из университетов в штате Вирджиния, не выдержав конкурентной борьбы за пост.
Посеяв страхи в США по поводу террористов с их бактериологическим оружием, Алибек стал искать новые способы заработать на «страшилках».
Согласно его же заявлениям,
он привлек более 28 млн долларов США в виде федеральных грантов
или контрактов как для своих личных разработок и исследований, так и для компаний, с которыми он сотрудничал.
Помощь ему всегда приходила из официальных источников. Часть денег была выделена в рамках программ целевого финансирования – противоречивых маневров с бюджетом, в процессе которых денежные потоки курировались и распределялись одним из конгрессменов из Южной Калифорнии.
Более того, два высокопоставленных помощника одного из конгрессменов от Нью-Джерси, которые также оказывали Алибеку помощь, ушли из правительства и устроились в одно из коммерческих предприятий Кена.
Сегодня Алибек в правительстве США ищет новые связи, имеющие отношение к борьбе против терроризма с использованием бактериологического оружия. Эти новые проекты могут обойтись казне в десятки миллионов долларов.
По заверениям самого ученого, Алибек избрал нетрадиционный научный подход, начав поиск препарата, защищающего человека от целого ряда смертельно опасных вирусов и бактерий.
Он также занимается поиском финансирования для строительства фармацевтической фабрики на Украине (прим. ред. – напоминаем, статья была написана в 2007 году).
Более того, Кен заявил, что его компания намерена обратиться в Национальное управление стратегических запасов США с тем, чтобы поставлять организации свои противовирусные препараты и антибиотики.
Как-то во время интервью Алибек сказал, что его акценты всегда были научно обоснованными и доказанными, а его деятельность направлена на то, «…чтобы поднять уровень информированности людей в отношении бактериологических видов оружия и терроризме. Ведь
подобная атака может убить сотни миллионов, если не миллиардов людей на планете…»
Los Angeles Times не преминула изучить публичные заявления, исследования и деятельность Алибека в рамках подготовки обзора о компаниях и чиновниках, которые являются наиболее влиятельными в борьбе США против терроризма.
Угрозы бактериологических атак окружены неопределенностью. Власти называют не менее 30 различных грибков, бактерий и вирусов, которые можно использовать в качестве потенциального бактериологического оружия.
Один такой штамм сибирской язвы уже был выпущен на свободу в конце 2001 года (прим. ред. – через неделю после теракта 11 сентября 2001 в офисы нескольких СМИ и двум американским сенаторам пришли письма, в которых был белый порошок. Тогда погибли 5 человек и еще 17 заразились. Это был официально признанный и расследованный ФБР акт биотерроризма).
Поскольку сибирскую язву можно распространять различными способами, включая бомбы, эксперты считают, что хорошо выполненный теракт может убить миллионы людей.
Другие же специалисты, ссылаясь на переменчивость климата, утверждают, что сибирская язва и другие штаммы, переносимые по воздуху, не представляют большой опасности.
Многие эксперты ставят под сомнения заявления Кена Алибека
Доктор Филип Расселл, генерал Армии США в запасе, проработавший в администрации Буша с 2001 по 2004 годы и курировавший мероприятия в области борьбы с предполагаемой угрозой черной оспы, убежден, что Кен Алибек располагал правдивой информацией о производстве штаммов сибирской язвы в СССР.
Но в отношении других угроз, например, генетически модифицированной черной оспы, Расселл заявил, что он уже «…начинал подумывать, что
Кен больше полагался на свои фантазии, нежели точные факты
Он всегда заверял нас, что некоторые вещи уже сделаны, но
стоило нам копнуть глубже, выяснялось, что знания предмета у него нет…»
Газете The Times Алибек как-то сообщил, что все его предположения, аргументы и опасения основаны на изучении статей, которые он прочел в научной литературе.
Сегодня Алибеку 56 лет, он является игроком многомиллиардного бизнеса, который постоянно крутится в орбите американской войны с терроризмом.
Произошла поразительная трансформация бывшего коммуниста и советского офицера
Алибек вырос в Алматы, тогда столице Казахской ССР. Поступив в Томский мединститут, студент изучал битву за Сталинград.
В своих мемуарах «Биохазард» (1999) ученый утверждает, что Советская армия применила бактериологическое оружие против нацистских войск, в результате чего большое количество врагов заболело туляремией.
При этом Алибек пишет, что из-за перемены направления ветра Советская армия непреднамеренно отравила и часть своих бойцов, и часть гражданского населения, что привело к огромным жертвам.
Когда Алибек получил диплом медработника, его завербовало советское правительство. Со временем он оброс званиями, одновременно защитив диссертацию в области микробиологии.
В 1987 году его назначили заместителем руководителя программы «Биопрепарат» — гражданского органа, занимавшегося секретными программами в области разработки бактериологического оружия.
Алибек заявлял, что работал со многими штаммами, включая марбургский вирус, чуму, черную оспу и вирулентный «боевой штамм» сибирской язвы.
В стране Советов полагали, что США (которые, кстати говоря, начали разработки бактериологического оружия во время Второй мировой войны) продолжали работать над своей программой, несмотря на запрет от 1972 года.
К концу 80 годов, когда холодная война подходила к концу, команды американских и советских военных ученых готовились к взаимообмену и даже запланировали посетить лаборатории.
11 декабря 1991 г. Алибек и его советские коллеги прибыли в Форт-Детрик, штат Мэриленд, где базируется институт медицинских исследований инфекционных болезней Армии США (U.S. Army Medical Research Institute of Infectious Diseases (USAMRIID), специалисты которого изучают способы защиты солдат от бактериологического оружия.
Алибек быстро установил связи на самом высшем уровне, которые вскоре облегчили ему переезд в США. Его показания директору USAMRIID Чарльзу Бэйли, ученому-энтомологу, полковнику Армии США, стали решающими для предприимчивого Кена.