Возможно, что вообще ничего. Но может быть, что всё.
Не первый год различные эксперты утверждают, что Трамп будет усиливать позиции в Центральной Азии. Даже называют кандидата на плацдарм для наступления — это Узбекистан. Считается, что это наименее «связанное» с Россией и Китаем государство региона. А значит и наиболее удобное для целей США.
Например, такое мнение накануне высказал политолог Максим Казначеев. Он считает, что «акцент в работе с регионом» Белый дом будет делать на Узбекистан.
— Ташкент представляется Вашингтону более перспективным партнером. Во-первых, он не связан политическими обязательствами в рамках ЕАЭС. Во-вторых, менее активно задействован в китайском маршруте «Один пояс — один путь». Таким образом,
Вашингтон рассматривает именно Узбекистан как наиболее удобного регионального партнера,
через которого можно транслировать свою проекцию «мягкой силы» на регион, — сказал политолог.
Читая между строк: что стоит за предложением Трампа Назарбаеву?
Казначеев отметил, что Узбекистан в экономическом и демографическом плане является центром Центральной Азии. Здесь живет половина населения всего региона, неплохая экономика. Узбекистан даже производит достаточно широкую линейку высокотехнологичных товаров.
— Ташкент представляется более независимым партнером, с которым можно развивать более широкий спектр регионального взаимодействия, нежели с Астаной, которая связана обязательствами в рамках ЕАЭС, — считает эксперт.
Эта точка зрения насчитывает не один год. Например, ранее в интервью радио Sputnik российский политолог Алексей Пилько заявлял, что США теряют влияние в Центральной Азии, но уходить оттуда не желают по целому ряду причин.
— В том числе из-за непростых отношений с Россией и из-за того, что, как они предполагают,
Америке придется серьезно заниматься сдерживанием Китая
Поэтому США пытаются закрепиться в регионе и сейчас будут решать вопрос о возобновлении там постоянного военного присутствия. До недавнего времени в Центральной Азии у них была точка такого присутствия – база Манас под Бишкеком. Теперь этой базы больше нет и они будут искать новую площадку, — сказал Пилько.
«Пороховая бочка»: что ждет Центральную Азию? — эксперты
В таковом качестве, по его мнению, США явно хотят видеть Узбекистан. Причем
этот выбор скорее вынужденный
Казахстан – это союзник России по ОДКБ. Кыргызстан укрепляет отношения с Россией и избавился от американской военной базы. В Таджикистане находится крупнейшая российская военная база за пределами территории РФ. Туркменистан имеет официальный статус нейтрального государства. Остается Узбекистан.
Эксперт напомнил, что до 2005 года в Узбекистане была американская база в Ханабаде. Но после событий в Андижане, когда
США фактически поддержали антигосударственный мятеж в Узбекистане,
Ташкент добился ее вывода. Вашингтон, по мнению Пилько, будет пытаться вернуть себе базу на территории республики, но попытки будут безуспешными.
Есть и другая точка зрения, основывающаяся на том, что
никаких особых интересов у США в нашем регионе просто нет,
по крайней мере сегодня. Например, политолог Марат Шибутов утверждает, что для администрации Трампа не играет особой роли вообще все постсоветское пространство, не говоря уже об отдельно взятых государствах.
Да, у Узбекистана улучшаются отношения с США, но это улучшение вообще характерно для всей внешней политики Мирзиёева. Одновременно
никто не забыл, что из-за андижанских событий Узбекистан оказался под прессом американских санкций
— так что говорить о якобы предпочтениях США в пользу Ташкента вообще не приходится.
Некоторые аналитики в качестве аргументов в пользу таковых предпочтений упоминают подаренные американцами Узбекистану 300 с лишним бронемашин. Шибутов уверен, что это просто благодарность за построенную последними железную дорогу до Мазари Шарифа. Дорога стала единственным железнодорожным путем, по которому основные грузы идут в Афганистан, что очень важно для снабжения американской группировки.
— Все, что нужно от нас США — чтобы у нас были те же самые режимы, что и сейчас,
не было дестабилизации и мы не превратились в Афганистан. И чтобы американские бизнесмены и граждане чувствовали себя здесь хорошо, — считает Шибутов.
Политолог Рустам Бурнашев согласен с мнением коллеги. Нынешнюю ситуацию эксперт характеризует как неопределенную.
По мнению Бурнашева,
многое решится после грядущего визита Мирзиёева в Вашингтон
Сейчас узбекские представители усиленно его готовят, фактически параллельно с недавним визитом в США Нурсултана Назарбаева туда же приезжал министр иностранных дел Узбекистана. И только после поездки Мирзиёева определится некий формат отношений Вашингтона и Ташкента.
— Я считаю, что сейчас у американцев прямых интересов в Центральной Азии нет, — вторит Бурнашев Шибутову практически теми же словами. — И появятся ли таковые после визита Мирзиёева или нет, мы можем только гадать.
Дело тонкое: о чем будут договариваться Мирзиёев с Рахмоном?
К мнению о попытках американцев вернуть военные базы в Центральной Азии (и в частности в Узбекистане) Бурнашев относится тоже скептически. По его мнению,
эти базы создавались с единственной целью — для поддержки активной фазы военной операции в Афганистане
А когда эта фаза закончилась, то и Пентагон начал сворачивать свое присутствие. Со стороны могло показаться, что под нажимом правительств стран региона, но Бурнашев отнесся к этой точке зрения скептически.
Хотя если ситуация в Афганистане вдруг кардинально ухудшится, у США снова появится потребность в новых базах в регионе. Но не раньше.
США перебрасывают войска из Ирака в Афганистан
— Говорить о том, что они прямо сейчас ищут возможности, по моему мнению, не совсем корректно. Кроме того, США никогда и нигде не открывают базы, если не могут обеспечить их безопасность и эвакуацию в случае необходимости. В Центральной Азии американские базы крайне уязвимы, поэтому они стараются их там не держать и не создавать проблемных ситуаций, — резюмировал политолог.