Новый вариант казахского алфавита на основе латинской графики — детище не только непосредственных разработчиков, но и каждого гражданина Казахстана.
Таким мнением в интервью inform.kz поделился казахстанский политолог Талгат Калиев.
«Общественности представлен третий вариант алфавита, утвержденный президентом, в котором учтены все замечания. Предыдущий вариант с апострофами вызвал очень серьезный резонанс и общенародное обсуждение в социальных сетях», — отметил эксперт.
По его словам, в других перешедших на латиницу постсоветских странах решение о смене алфавита «спускалось сверху», причем населению не давалось возможности принять участие в обсуждении. Казахстан пошел по иному пути.
«Некоторые критики говорили об ошибках других республик бывшего Советского союза при принятии латинского алфавита. Но почему-то никто не вспомнил, что это решение принималось абсолютно директивно, без какого-либо обсуждения, —
напомнил политолог. —
У нас же учитывались все замечания. Поэтому считаю, что
сегодняшний вариант является продуктом не только Национальной комиссии, но и каждого гражданина
из самых различных кругов общественности. Можно сказать, что это общенациональный продукт».
Эксперт выразил надежду, что в практическом применении новый алфавит будет удобен. В подтверждение этому Калиев привел важную особенность нового алфавита — текст на нем обладает визуальной стройностью, а значит, легко читается.
«Раньше апострофы «физически» делили слово. Сейчас все эти технические сложности устранены», — подчеркнул эксперт.
По словам Калиева, алфавит на латинской графике сделает освоение казахского языка доступнее для жителей многих стран мира. Кроме того, проживающие за рубежом казахи смогут читать отечественную литературу и периодику.
«Парадокс в том, что прежний казахский алфавит воспринимался как усложненная кириллица. Поскольку сейчас все учат английский, изучение казахского языка станет намного проще. Эти знания облегчат чтение казахских слов, например, европейцами, а также монгольскими, турецкими, китайскими казахами», — резюмировал политолог.