Эта жестокая болезнь только кажется побежденной. Ученые — генетики и историки не только вычислили маршрут «Черной смерти» в средневековую Европу, но и доказали, что болезнь изменилась. И она готова наносить новые удары.
Вторая часть. Первую читайте здесь: «Истоки Черной смерти»
Доктор Ву Лин-Тэ — великий китайский врач малайского происхождения, получивший в 1935 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине. В своих трудах он отмечал, что чумка байбаков (или сусликов обыкновенных), переносимая блохами, имеет необычное свойство проникать в легкие человека и провоцировать вспышки пневмонических инфекций. Во время эпидемии чумы в 20-е годы XX века
доктор Ву работал с нулевым пациентом — женщиной, имевшей поверхностный контакт с носителем бубонной чумы,
то есть сусликом-байбаком. Позже у нее развилась вторичная пневмония. Доктор Ву отчаянно боролся за локализацию эпидемии, но
чума вырвалась за пределы карантинного госпиталя и распространилась по железной дороге, убив 10 тысяч человек
Выдающийся советский и российский эксперт по чуме Игорь Домарадский, он же сооснователь программы создания бактериологического оружия «Биопрепарат», отмечал, что исследователи СССР работали только с чумными бациллами сусликов-байбаков, так как понимали смертоносность именно этого типа. С ним согласен другой эксперт – Владимир Мотин из Университета штата Техас, который отмечает, что современная наука не знает, почему именно этот штамм самый смертоносный.
Ученые нашли истоки знаменитой «Черной Смерти» в Центральной Азии
Способность чумных бацилл сусликов-байбаков к распространению чудовищна. Но
установить причины этой всепоглощающей скорости не может пока даже генетический анализ
Суслики-байбаки, незримо, но постоянно снующие по земле вокруг наших городов и аулов, являются «Второй черной звездой черной смерти».
Третья черная звезда черной смерти — это Великая империя, о которой европейские источники тех лет писали однозначно и просто – или «Восток», или «Земли мрака», подразумевая Центральную Азию и Китай.
Первый ученый, который организовал раскопки на чумных захоронениях, был русский востоковед Даниил Хвольсон. Исследования проводились на берегах Иссык-Куля, где расположены захоронения христиан-несториан, датируемые первой половиной XIV века («Предварительные заметки о найденных в Семиреченской области сирийских надгробных надписях» («Западно-Восточное Отделение Императорского Русского Архивного Общества», 1886).
Вряд ли «пациент-зеро», как принято сегодня говорить на Западе, появился среди оседлых и покладистых христиан. Но наука установила точно, что
именно христиане были одними из первых жертв эпидемии чумы, которая с Иссык-Куля начала набег на Запад
Чума шествовала по малым деревням и поселениям христиан, мусульман, буддистов и иудеев. Она двигалась по городам, военным поселениям и удаленным гарнизонам, шла на плечах караванов и монгольской конницы, по территориям четырех великих улусов под управлением внуков Чингисхана, по землям современных Узбекистана и Казахстана. Далее «черная смерть» продвигалась в Персию, Крым, потом к генуэзским крепостям на Черном море, Константинополь и Дарданеллы. Затем перебралась в Средиземноморье, на острова Крит, Сардинию и Сицилию, откуда атаковала одну из первых целей в Европе – город Геную.
Можно ли сказать, что все места, пораженные страшной болезнью на таких гигантских территориях, чем-то похожи или одинаково незащищены перед лицом чумы? Аргументы по социально-экологической ситуации в виде отсутствия санитарии и гигиены в Европе той эпохи полной картины не дают.
Тем не менее, ученые по кирпичикам, по геномам выстраивают общую картину шествия чумы. Исследователи в Китае провели ряд генетических анализов захоронений на своей территории. И обнаружили, что когда случались вспышки эпидемий чумы, штаммы были «политомичны». Это означает, что
чума попросту выстрелила в мир множество своих самых разных штаммов
Некоторые из них были тупиковыми, но многие дали толчок развитию всех современных форм чумы.
Исследования позволили предположить, что в Китае имел место не генетический сдвиг в природе самой чумы, а ее эволюционная адаптация.
Чума искала способы, как адаптировать себя под нового хозяина-носителя – человека
Этот адаптационно-эволюционный сдвиг случился в результате естественного отбора.
Агенты инфекционных заболеваний всегда адаптируют себя к условиям новых хозяев. Например, эктромелия, или оспа мышей, в процессе совместного проживания человека и серых грызунов под одной крышей эволюционировала в черную оспу – еще одну чрезвычайно эффективную и смертоносную заразу. Скорее всего, таким же образом
полиовирус взломал иммунную систему человека и породил страшную болезнь – проказу, или лепру
С такой точкой зрения не согласен Роберт Брубейкер, микробиолог и эксперт по чуме из Университета штата Мичиган. Он полагает, что микробы, как правило, не «заинтересованы» убивать своих хозяев-носителей, потому что «мертвые не кусаются». Иными словами, далее передать штаммы чумы не могут. При этом блоха должна напиться такой крови, в которой плотность присутствия бактерий чумы на момент укуса максимальна.
Чума выработала механизмы успокоения иммунной системы человека,
тормозя выработку молекул под названием цитокины. За этой сложной формулировкой стоит достаточно простое и гениальное по своей простоте решение: цитокины – это информационные молекулы, которые обнаружив в крови какую-либо патологию, должны поднять тревогу и мобилизовать весь организм.
Чума проникла в цитокины, а они стали подавать организму сигналы, что можно седлать коня и ехать завоевывать страны.
После инфицирования воин-монгол мог проехать достаточно длительное время без особых симптомов —
лихорадки, распухших гланд, не подозревая, что все внутренние органы пожрала бактерия, а в крови ничего, кроме Yersinia pestis, нет.
Наша редакция уже перечислила некоторые из «Четырех черных звезд черной смерти». Блохи в этом созвездии дают свой устойчивый отблеск.
Pulex, как их принято называть в бактериологических лабораториях, селятся не столько на коже или в волосах человека, сколько на одежде и в спальнях.
Поселившись в телах смертных, микробы быстро эволюционируют, порождая новые штаммы. И никто пока не знает, какие именно мутации ДНК чумы дали новые штаммы, включая те, которые учатся манипулировать иммунной системой человека.
Исторические записи и зарисовки эпохи «Черной смерти» в Европе XIV века показывают распространение от легких к легким, как случилось при распространении штамма чумы сусликов-байбаков в китайской Маньчжурии XX века.
Средневековые европейские источники достаточно четко описывают кровохарканье пациентов,
то есть проявление пневмонической трансмиссии чумы и возникновение подмышечных лимфатических набуханий, указывающих на трансмиссию блохами.
«Черная смерть» пожрала саму себя примерно к 1353 году. После нее остались штаммы, продолжавшие циркулировать по Европе до самой середины XVII века. Последняя эпидемия была зафиксирована в Марселе в 1720 году.
Ближе к концу XIX века эпидемии были в России и историческом районе Леванта (общее название стран восточной части Средиземного моря (Сирия, Ливан, Израиль, Иордания, Египет, Турция и др. — прим. ред.). Во время вспышек кровохарканья, как первичного симптома чумы, было зафиксировано существенно меньше. Пневмоническая чума, «черная смерть», с ее запредельной статистикой смертности была слишком сильной инфекцией, чтобы жить долго и стать чем-то привычным в легочных заболеваниях и болезнях человека.
В эпоху Ренессанса в Европе прижились и развивались новые формы и виды чумы,
но современная наука, при всех ее достижениях в генетике, пока точно не знает, были ли они потомками черной смерти или новыми штаммами, пришедшими с караванами Шелкового пути.
Сегодня в мире самой влиятельной и динамически-подвижной империей является Китай. В эту страну «черная смерть» проникла одновременно с Европой, и не исключено, что посредством миграции неких грызунов, будь-то байбаки, мыши или крысы. Конечной точкой стала южная провинция Китая Юннань.
Если на Запад чума шла, нарастая в своей силе и качествах, то
пройдя путь до юга Китая, чумные штаммы утеряли способность питаться своим хозяином-носителем
Успокаивать или утешать это никого не может.
В Юннане появился один из самых подвижных, выживаемых и смертоносных штаммов чумы
— Yersinia pestis orientalis, так называемый штамм чумы восточной. Он проник в южно-китайские порты и оттуда распространился на Африку, Индию, Южную Америку и запад США. Это была Третья пандемия, которая началась в конце XIX века.
Сегодня
специалисты в области борьбы с бактериологическим оружием встревожены как никогда со времен Холодной войны
Cмертоносный потенциал чумы сусликов обыкновенных не исчез, он лишь ждет своего часа.
Природные очаги чумы занимают 40% территории Казахстана. Летом 2017 года новый очаг был выявлен в районе Байконура. Китай со своим проектом реактивации исторического торгового маршрута Великого Шелкового пути представляет большую опасность распространения смертельного заболевания.
Миллионы контейнеров с зерном отправятся в сторону Запада через самые чумные районы Земли,
а в зерне будут сновать суслики или крысы.
Если где-то «черная смерть» проснется сегодня снова, умрет до 14% пациентов, страдающих от легочной формы чумы
Мы живем и выживаем среди носителей «черной смерти». А она тем временем экспериментирует, чтобы научиться усыплять нашу иммунную систему и превращать нас в хозяев-носителей.