Это должен знать каждый гость, оказавшийся в традиционной казахской юрте.
С древних времен у казахов, да и других народов Великой степи, жестам и позам придавалось особое значение. Многие из этих традиций живы до сих пор. А потому, оказавшись в казахском ауле в качестве гостя, следует помнить и соблюдать некоторые правила. Иначе вы
не только рискуете прослыть невеждой, но можете ненароком обидеть хозяев
Перечень основных запрещенных вещей мы составили, опираясь на труды различных историков и ученых, исследующих быт казахского народа.
Очень много традиций и различных поверий у казахов связаны с юртой – одной из древнейших форм жилища кочевников. Поэтому даже приближаться к ней и входить внутрь нужно умеючи.
Так, к юрте у казахов всаднику принято подъезжать только с задней, тыльной стороны. Ехать мимо дверей считается невежливым. Останавливаться и привязывать лошадь также следует позади юрты, только потом можно вызывать хозяев на разговор.
Ни в коем случае не следует открывать матерчатый полог, служащий дверью, резким откидыванием кверху
Согласно древним поверьям, Счастье и Радость, Горе и Печаль – все входит и выходит через дверь, и у нее есть свой дух-хозяин, который не терпит небрежного обращения. Резко откидывать дверь-полог кверху разрешается только при нападении врага, чтобы дать своевременный отпор. В мирное же время полог следует поднимать медленно и чинно, тем самым показывая, что не желаешь зла ни себе, ни хозяевам.
Также
нельзя стоять в дверях, упираясь руками в косяк, виснуть на его перекладине и наступать на порог
Считается, что это может принести хозяевам различные несчастья. Крайне дурной приметой казахи считают заносить в дом головешку – кусок обуглившегося дерева или бревна. Как говорят в народе, «от него зло черным мажется», может вызвать склоки и ссоры в семье, падеж скота, рождение недоношенных ягнят и жеребят и отсутствие достатка в целом.
Также нельзя входить в юрту с плеткой в руке
В прежние времена, если кто-либо входил в юрту султана с плеткой на запястье… султан имел право приказать забрать у виновного коня. Плетка использовалась не только при верховой езде, она также служила предметом вооружения кочевника. Запрет вносить ее в юрту стоит в одном ряду с предписанием вынимать ножны с ножом из-за пояса и оставлять снаружи огнестрельное оружие. Все это должно демонстрировать отсутствие враждебных намерений гостя.
Кроме того,
нельзя входить в юрту, имея что-либо во рту
Как говорят в народе, «входить в юрту с пищей во рту нехорошо, выходить, напротив, хорошо». При этом вошедший в юрту обязательно должен отведать в ней пищу. Даже если гости приходят в то время, когда обед или чай не готовы, они обязательно должны подождать и попробовать еду или напиток.
Ни в коем случае нельзя проводить подсчет находящихся в доме гостей, указывая на них пальцем — так раньше считали только пленников и рабов, а сейчас считают скот и неодушевленные предметы. Поэтому
считать находящихся в помещении людей – проявлять не только невоспитанность, но и неуважение к собравшимся
А некоторые старцы и вовсе расценивают это как предвестие чьей-то кончины.
Кем были бы казахи, если бы не Ленин? — казахские СМИ
Нехорошая примета и грех – задирать ногу. Этот жест истолковывается так: будешь вздернут вниз головой, в доме случится смерть, а в хлеву падеж, и в гневе будет Синее Небо.
Недобрым знаком считается складывание рук на макушке и сцепление пальцев в замок на затылке
— считается, что «бог свяжет руки». Вполне возможно, это объясняется тем, что с древних времен только пойманные преступники и военнопленные совершали клятвенный ритуал (смирения или просьбы о пощаде), садясь на корточки и складывая на макушке руки.
Также
нельзя сидеть, прислонившись или опираясь на что-либо
— это поза больного человека. Или сидеть, подперев руками землю – это поза скорби и горя, означающая смерть. Крайне нежелательно подпирать и поясницу. Для женщин это поза плакальщиц при оплакивании покойников, а для мужчины это означает, что «мужская сила ушла». Запрещается подпирать щеку и лоб – эта поза также считается обозначающей печаль и заботы.
Нельзя сидеть, обняв или же сцепив руки в замок на колене,
а также потягиваться при посторонних. Молодым людям запрещается возлежать в юрте (это поза немолодых мужчин) и принимать пищу полулежа (это поза больного человека). Кроме того, нельзя сидеть, вытянув ноги вперед – это разрешается только маленьким детям.
Не рекомендуется сидеть в юрте на корточках
У казахов эта поза означает, что человек торопится и пришел ненадолго. Также существует поверье, что «если будешь сидеть таким способом, обеднеешь». Раньше так сидели только бедняки и скитальцы, не имеющие ни семьи, ни скота, ни имущества.
Чтобы не вызвать негативных эмоций или ассоциаций у хозяев дома,
мужчина должен сидеть, подвернув ноги калачиком
Женщина может сидеть боком, подтянув к себе ноги. При этом ступни ног должны быть прикрыты подолом платья. Замужняя женщина, хозяйка должна сидеть лицом к очагу, на подогнутой под себя правой ноге, согнув левую в колене.
Следует помнить, что казахи не плюют на огонь и не льют воду на костер и тлеющие угли. Считается, что при этом дух-хозяин огня покидает очаг, что может привести к различным несчастьям. Также
ночью не разводят костров за домом и не выносят огонь наружу
Разделение на жузы – горе или счастье казахов?
У казахов не принято дарить человеку, который симпатичен, а равно родственникам, сватам и союзникам огниво, нож и точило. Считается, что из-за этого между сторонами начинает искриться недоверие, вспыхивает пожар конфликтов, завязывается «битва сорока ножей» (то есть междоусобица). Также,
завидев лежащий лезвием кверху нож, его обязательно перекладывают на бок
По приданиям, оставляющий нож в таком положении желает чьей-нибудь смерти.
У казахов запрещено свистеть ночью – считается, что на свист в дом заползают змеи. Нельзя ночью кричать – так поступают лишь в состоянии войны, а потому в мирное время столь зловещего действия стараются избегать. Не принято у казахов наступать на могилу и указывать на нее рукой. Также
казахи строго придерживаются пословицы «Не бери рассаду у порченого»,
то есть у преступников и неудачников – чтобы не пристали их заразы, пороки и дурная репутация.
Особое отношение у казахов и к природе. Так, например, не принято справлять нужду в родник и вообще вблизи водоема, а также делать это, глядя на солнце и луну. Это и грех, и опасность навлечь на себя проклятие и заработать душевное заболевание.
Истинный казах
не сорвет выглянувшую травинку, не оторвет древесную почку, не сломает живой ветки и прутика
Потому что любая зелень – это отрастающее счастье и субстанция самой жизни на земле. Существует даже пословица: «Сорвешь зелень – подобно ей и зачахнешь».
Казах не то что не срубит, но даже не повредит одиноко растущее дерево. Он не станет отдыхать в его тени, а тем более ночевать под ним. Считается, что поступив так, можно остаться сирым и вдовым, как это дерево, а в мире нет несчастья горше одиночества.
Не поднимется у казаха топор и на сросшиеся или растущие в паре деревья
Ведь согласно древним верованиям, все на земле сотворено парным, все имеет свою вторую половину, и повалившему одного из близнецов несдобровать. Совершивший подобное злодеяние всю оставшуюся жизнь будет мыкаться в тревоге, тоске и унынии.