Запрет на производство бензина и дизельного топлива класса ниже К4 в Казахстане вступил в силу с 1 января 2018 года. Однако на заправках встречается топливо класса К2 (Евро-2), причем исчезнет оно не ранее, чем во втором полугодии. Несмотря на очевидное противоречие, нарушений техтребований в этом нет.
По данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 31 декабря 2017 года закончилось действие переходных положений технического регламента ЕАЭС «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011), позволяющих использовать топливо экологического класса К3. Это означало, что с 1 января 2018 года бензин и дизельное топливо, поступающие в розницу, должны соответствовать экологическим классам К4 и К5, что соответствует стандартам Евро-4 и Евро-5.
На практике это означает, что
с нового года бензин и дизтопливо в Казахстане должны были стать более качественным
«По сравнению с экологическим классом К3, содержание в бензине серы снизится в 3 раза для бензинов экологического класса К4 и в 15 раз – для бензинов экологического класса К5 (150 мг/кг, 50 мг/кг и 10 мг/кг соответственно). В дизельном топливе экологического класса К4 содержание серы в 7 раз ниже, а в дизельном топливе экологического класса К5 – в 35 раз ниже, чем в аналогичном типе топлива экологического класса К3 (50 мг/кг и 10 мг/кг против 350 мг/кг для К3)», — отмечается в сообщении ЕЭК.
При этом
Казахстан наряду с Кыргызстаном последним из стран ЕАЭС повысил качество топлива
В Армении, Беларуси и России переход на автомобильный бензин экологического класса К5 завершился 31 декабря 2016 года, а на дизельное топливо экологического класса К5 – еще 31 декабря 2015 года.
Но надежды казахстанских автомобилистов пока не сбылись. Kolesa.kz опубликовали фото чеков с заправок Алматы: 21 января там был продано дизельное топливо К2, а десятью днями ранее – 95-й бензин того же экологического класса.
«Автомобилисты Казахстана с надеждой ждали 1 января 2018 года, когда должен был вступить в силу Техрегламент «…». Новый год наступил, но… на заправках ситуация не изменилась: в баки продолжают заливать топливо класса К2», — так комментируют ситуацию авторы сайта.
Является ли это нарушением закона? Казалось бы, ответ однозначный: раз продавать нельзя, но продают, значит нарушают. Но все не так просто:
«На запрос kolesa.kz, в чем причина нарушения требований регламента, в минэнерго ответили, что в настоящее время отечественные заводы перешли на выпуск топлива К4 и К5. Импорт и производство нефтепродуктов экологического класса К2, К3 запрещены. Но не все. Исключение — Атырауский НПЗ. Этому предприятию в период проведения пусковых работ на технологических установках комплекса глубокой переработки нефти в дополнении к Техрегламенту позволили продолжать выпускать в обращение опытно-промышленную (!) партию бензина экологического класса К2 с возможностью реализации только на территории РК», — пишут авторы статьи.
Директор Павлодарского НПЗ: жертва обстоятельств или своей халатности?
Пусковые работы – дело не быстрое. Именно поэтому, судя по ответу, Атыраускому НПЗ разрешили нарушать техрегламент на протяжении полугода: срок выпуска опытно-промышленной партии распространяется на первое полугодие 2018 года. Причем рядовые казахстанцы об этом узнают постфактум и несколько случайно: ни о каких исключениях ранее во всеуслышание не говорилось.
«Но АНПЗ поставляет топливо только в западные регионы. «…» Почему же на заправках остальных областей Казахстана продолжают торговать низкосортным К2? В минэнерго поясняют, что это так называемые переходящие остатки, закупленные сетями до 31 декабря 2017 года. А на их реализацию запреты в Техрегламенте якобы не установлены. Таким образом,
заправлять свои машины старым бензином и дизелем придется до тех пор, пока не иссякнут запасы на нефтебазах,
— продолжают авторы статьи.
Казахстанцы помнят осень 2017 года с дефицитом топлива, ростом цен и обещаниями чиновников уладить ситуацию в ближайшие месяцы. Все это сопровождалось ростом импорта из России во время ремонтов на отечественных НПЗ. 12 декабря первый вице-министр энергетики Махамбет Досмухамбетов сообщил, что запасы топлива в республике достаточные: по бензину — 13 дней, по дизельному топливу — около 10 дней.
Если верить такому развитию событий, получается, что за последующие 19 дней декабря НПЗ нарастили производство так, что топлива хватило не только на текущие расходы, но и для формирования как минимум трехнедельных запасов. Направлений импорта продукции в таких объемах нет: Россия давно не производит бензин и дизельное топливо К2, а Кыргызстан (второй импортер топлива в РК по данным Комитета по статистике) и сам зависит от российских поставок.
Впрочем,
бодрые заявления о том, что качество бензина в Казахстане и Кыргызстане повысится, оказались преждевременными
16 января вдруг выяснилось, что исключения сделаны для производителей обеих стран:
«Выпуск до 12 августа 2021-го в Кыргызстане топлива возможен лишь при наличии документов, подтверждающих его соответствие обязательным требованиям, которые установлены национальным законодательством страны. Документы об оценке соответствия этим требованиям, выданные или принятые до 12 августа 2019 года, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 12 августа 2021-го. Однако с 1 января 2018 года одновременно в Кыргызстане может выпускаться и реализовываться топливо, отвечающее требованиям технического регламента ЕАЭС и соответствующее экологическим классам К4 и К5», — цитирует ЕЭК 24.kg.
https://365info.kz/2018/01/tseny-na-benzin-ubytochny-no-chem-obernetsya-ih-povyshenie-mneniya-ekspertov/
Это значит, что еще 3,5 года в Кыргызстане можно производить и продавать топливо, соответствующее требованиям национального законодательства, а не ЕАЭС, то есть более низкого качества. Это связано с условиями вхождения Кыргызстана в ЕАЭС и согласованными изъятиями из права союза.
Kolesa.kz приводит и мнение министра энергетики Каната Бозумбаева, озвученное им во время брифинга в правительстве. Претензии по качеству дизельного топлива, особенно явно проявившиеся во время наступивших морозов, он посчитал несостоятельными.
— Во-первых, за качество топлива на заправочных станциях мы не несем ответственности. Второе — если глохнет двигатель во время мороза, это не означает, что топливо некачественное. Это дизельное топливо, которое нужно эксплуатировать в определенных климатических условиях, — ответил на претензию Канат Бозумбаев.
По словам чиновника, казахстанскую солярку, которую производит ШНПЗ, можно эксплуатировать при температуре до -25 градусов. Если на улице холоднее, стоит заливать зимнее топливо.
— Не жадничать — залить «Арктику», которая -40 выдерживает. Это также касается всех дальнобойщиков. Поэтому когда про некачественное топливо говорят, я не готов комментировать. Что касается бензина, вообще жалоб не слышал, — цитирует министра автомобильный портал.