Решение бельгийского суда в отношении казахстанских госсредств создает прецедент, опасный для России и Китая.
По крайней мере, такие мнения звучат в российском медиаполе, отмечает политолог Андрей Карпов в своей статье на сайте пресс-клуба «Содружество».
https://365info.kz/2017/12/o-sudbe-zamorozhennyh-22-mlrd-iz-natsfonda-vyskazalsya-ministr-beketaev/
В самый канун Нового года достоянием казахстанской общественности стала пугающая новость. Бельгийский суд принял решение о заморозке сберегательного портфеля Национального фонда Казахстана на общую сумму примерно в $22 млрд.
Под «санкции» попало около 40 процентов государственных сбережений
Впрочем, эта информация для «тех, кто в теме» сюрпризом не стала. Американский банк New York Mellon еще 30 октября, до принятия судебного решения, заморозил казахстанские активы «на упреждение».
Также заморожены акции, принадлежащие «Самрук-Казына» в голландском предприятии KMG Kashagan BV,
через которое правительство Казахстана участвует в международном консорциуме по месторождению Кашаган. В список «на заморозку» попали активы, размещенные в Швеции.
Какую угрозу представляет заморозка казахстанских $22 млрд в США?
Такое жесткое решение было принято по иску молдавского бизнесмена Анатола Стати. В конце нулевых годов его компания выступила стратегическим инвестором при строительстве в Мангыстауской области Боранкольского газоперерабатывающего завода.
Сумма начальных инвестиций была относительно скромной для подобного проекта — 150 млн долларов. Но в докризисные времена каждый доллар, вложенный в казахстанскую нефтянку, мог потенциально превратиться в золотую жилу. В интервью, которые охотно раздают партнеры Стати, фигурирует сумма в 1 млрд долларов, которую он якобы потерял в результате конфликта с казахстанской стороной.
Однако период дружбы с инвестором оказался на удивление кратким
В 2008 году молдавскому бизнесмену было предъявлено обвинение на сумму более чем в 1 млрд долларов за незаконную финансовую и предпринимательскую деятельность. В октябре 2009 года городской суд Актау приговорил помощника Стати к четырем годам лишения свободы за незаконное предпринимательство. Газоперерабатывающий завод, соответственно, отошел в собственность «КазМунайГаз» и благополучно канул в Лету.
Заморозка активов Нацфонда: потери неизбежны — экономист
Молдавский бизнесмен пошел по международным судам, что у него получалось достаточно успешно. Отметим, что еще в 2013 году стокгольмский суд принял решение в его пользу, оценив размер компенсации в 500 млн долларов.
Впрочем, казахстанская сторона столь же поднаторела в противодействии замыслам Стати. Все необходимые шаги для информационных контрмер были предприняты практически сразу.
«Республика будет использовать все имеющиеся возможности для оспаривания принудительного исполнения», —
говорится в официальном заявлении минюста Казахстана, где указывается, что реальные риски ограничиваются суммой арбитражного решения — $497,658 млн плюс проценты и 50% судебных издержек Стати на сумму $8,9 млн, т. е. суммой, присужденной еще в 2013 году.
В октябре 2017 года Казахстан подал в окружной суд Вашингтона (округ Колумбия) иск против Стати и его сына Габриеля, а также двух подконтрольных им компаний — Ascom Group S.A. и Terra Raf Trans Traiding Ltd. «Иск направлен на возмещение убытков и взыскание ущерба, вытекающих из сложной и широкомасштабной преступной схемы мошенничества, совершенной Стати через группу лиц и корпоративных структур. Также РК ходатайствует о применении судебного запрета против Стати», — говорилось в сообщении казахстанского минюста.
Английский суд поддержал Казахстан в тяжбе на $500 млн
Стати обвиняют в завышении стоимости газоперерабатывающего завода через серию сделок с нераскрытыми связанными сторонами и в представлении подложных финансовых отчетов.
Очевидно, что юридические битвы еще далеки от завершения, и если бы не целый ряд привходящих обстоятельств, вся сложившаяся ситуация могла бы рассматриваться под совершенно иным углом. Но есть серьезные геополитические резоны, которые придают делу «Стати против Казахстана» глобальный смысл.
К примеру, с чем связано столь широкое обсуждение данного вопроса в российском медиаполе? Ответ однозначен – создается прецедент, последствия которого предсказать достаточно сложно.
По мнению многих аналитиков, «казус Стати» может быть спроецирован на более крупных игроков – Китай и Россию. Точнее говоря, Россию прежде всего
«Это очень опасный прецедент, так как теперь такие же меры могут быть применены и к России, если американские власти этого захотят. А объем вложений России в ценные бумаги США сейчас составляет больше 100 миллиардов» — указывают российские аналитики, алармистские настроения которых «подогревают» анонсированный новый этап санкций со стороны Вашингтона.
В этом отношении казахстанский опыт действительно стоит учитывать. Но все же стоит признать, что пословицу про грабли стоило бы внимательнее изучить намного раньше.