Цены на бензин, скорее всего, поднимутся до уровня российских.
Все три нефтеперерабатывающих завода приватизируют в Казахстане в рамках подготовки к публичному размещению акций (IPO) нацкомпании «КазМунайГаз», передает КазТАГ.
Цены на бензин убыточны, но чем обернется их повышение? Мнения экспертов
Экономист Магбат Спанов объясняет этот шаг тем, что, вероятно, государство устало вкладывать деньги в модернизацию.
— Мы приближаемся к 2025 году, когда на территории ЕАЭС будет свободный рынок нефтепродуктов
Соответственно, мы должны стать конкурентоспособными. А то, к примеру, вкладывает бесконечно государство в Атырауский НПЗ, и конца и края этому нет, — отмечает он.
— Сейчас на Атырауском НПЗ проводится модернизация, в рамках которой строится установка ароматических углеводородов. До этого проводилась модернизация, связанная с выпуском масел. И этот процесс бесконечный. Технологии совершенствуются, соответственно, те техническое установки, которые применялись раньше, постепенно физически устаревают. Изначально модернизация Атырауского завода началась с приходом Имангали Тасмагамбетова в 1999 году акимом Атырауской области. С тех пор каждый год
министерство энергетики обещает нам, что проблема с поставкой нефтепродуктов будет решена. Но ничего так и не решается
И это уже не проблема конкретного завода, а проблема макроуровня, — рассказывает он.
Спанов убежден, что приватизация позволит эффективнее использовать природные ресурсы.
— Исходя из нашей нынешней макростратегии,
мы хотим вновь прийти к 1999 году, когда уровень частного сектора в ВВП составлял порядка 85%
Госсектор никогда не бывает эффективным — это уже доказано всей мировой экономической историей, — подчеркивает он.
Он отмечает, что
приватизировать НПЗ будут местные олигархи, используя оффшорные счета и компании,
либо российские или украинские бизнесмены.
По словам экономиста Асета Наурызбаева, вместо приватизации казахстанским НПЗ больше бы подошла концессионная модель. В ее рамках государством обычно заключается соглашение с частным предпринимателем либо иностранной фирмой на эксплуатацию промышленных предприятий, а бывает и земельных угодий.
— Если отдать НПЗ в концессию, в рамках этого договора может быть прописана их модернизация. А частные компании, желающие вступить в этот проект, должны будут предоставить пошаговый план выполнения поставленных условий.
Это та же приватизация, но на время. Такой способ позволил бы создать конкурентное поле в монопольной среде,
Акишев предупредил о возможном шоке на рынке ГСМ
в такой модели конкуренция создается на этапе передачи предприятия в концессию. В момент передачи идет торговля за лучшие условия и у концессионера есть жесткие обязательства по выполнению. А при приватизации трудно выставить жесткие обязательства, — отмечает Наурызбаев.
Экономист Рустем Жансеитов считает, что позитивные результаты от приватизации возможны лишь при действительно реальной передаче предприятий частным структурам, не аффилированным с определенными кругами.
— Надеюсь, что приватизация пройдет транспарентно и честно, иначе ничего хорошего из этого не выйдет
И если так и будет, то новые управленцы должны будут изыскивать оптимальные варианты работы, ведущие к снижению издержек, себестоимости и прочего. В этом случае цены на бензин могут быть ниже. Но все же не стоит забывать о грядущей синхронизации рынков нефтепродуктов в рамках ЕАЭС, после которой, скорее всего, цены существенно повысятся, — утверждает Жансеитов.
Спанов также считает, что повышения цены на бензин не избежать, она будет стремиться к российским.