Грузинские мусульмане отправляются на джихад, чтобы «отомстить России» и решить свои финансовые проблемы.
При этом пока властям Грузии удается относительно успешно справляться с угрозой радикального ислама, считает Василий Папава, директор тбилисского Института изучения Ближнего Востока и Кавказа.
Грузия – православное государство, одно из первых принявшее христианство в качестве официальной религии в начале IV века (между 324–326 гг.). Грузинская православная церковь получила автокефалию (независимость) в 484 году (до этого находилась в подчинении антиохийского патриарха).
В последующие столетия Грузия оставалась христианской, несмотря на то, что большую часть своей истории она была под влиянием мощных мусульманских государств и империй на юге и не раз оккупирована мусульманскими завоевателями. В результате этого противоборства
православие стало играть особенно важную роль в грузинской национальной истории и национальном сознании
Развернувшиеся в начале нынешнего века события на Ближнем Востоке сделали вновь актуальным вопрос радикального ислама. Очевидно, что эта тема приобрела качественно новое, отличающееся от прошлых столетий содержание, вынудив правительства многих стран пересмотреть свое давно сформировавшееся отношение к этой религии и выработать новую стратегию с учетом существующих реалий. Процессу способствовали также и беспрецедентные по масштабу террористические акты, совершенные во имя ислама на территории ведущих мировых держав.
Грузия, благодаря своему геополитическому положению, была и до сих пор остается одной из тех стран, где правильное понимание современного контекста межрелигиозных отношений имеет жизненно важное значение.
Особенно если принять во внимание тот факт, что
мусульманская община государства является самым многочисленным религиозным меньшинством,
в которой представлены обе главные ветви – шиизм и суннизм.
Проникновение ислама в Грузию связано с началом арабских завоеваний в VII веке. В середине VIII века арабам удалось захватить Тбилиси и прилегающие районы. Они основали т. н. Тбилисский эмират, просуществовавший до 1122 года, когда город был взят армией грузинского царя Давида IV Строителя, который перенес столицу страны из Кутаиси в Тбилиси.
В последующие столетия Грузия стала объектом нападок разных завоевателей – монголы, Тамерлан, туркменские племена, зарождающаяся Османская империя и сефевидский Иран. С этого периода и почти до конца XVIII века история Грузии представляет собой борьбу или же попытки сосуществования с разными проявлениями политического ислама.
На юге Грузии процесс исламизации происходил в течение XVI-XVIII веков. В тот же период стараниями османской Турции ислам также распространяется и в Абхазии. В советский период, по понятным причинам, вопросы религии, в том числе ислама, либо замалчивались, либо неверно интерпретировались. Именно поэтому важно изучить исторические и теологические аспекты связанных с исламом вопросов.
В постсоветский период в Грузии, как и в других регионах бывшего Советского Союза, стало проявляться заметное «возрождение ислама» (в основном через возобновление связей с зарубежными, особенно турецкими, арабскими и иранскими исламскими организациями). И также, как в других государствах региона со значительным мусульманским населением, в стране растет озабоченность возможной политизацией ислама – это стало особенно заметно после начала «арабской весны».
По данным 1989 года, численность мусульман в стране составляла около 640 тыс., или 12% от общей численности населения (5,4 млн). По результатам всеобщей переписи населения (ноябрь 2014 г.) в Грузии проживают около 400 тыс. мусульман, что составляет 10,7% от общего населения страны. Большая часть мусульман в стране представлена этническими азербайджанцами (6,3% населения).
С момента обретения независимости и особенно в последнее десятилетие строительство мечетей и медресе по всей Грузии заметно выросло. Согласно публикации Управления Народного защитника от 2008 г., в Грузии было около 200 мечетей и молитвенных домов; еще пять находились в стадии строительства. Тем не менее, некоторые мечети функционировали с неопределенным статусом и без регистрации, что делает задачу определить точное количество молельных домов в масштабе всей страны трудной.
В соответствии с новыми правовыми положениями, в сентябре 2011 года было официально зарегистрировано Управление мусульман Грузии. В основе этой организации рассматривается стремление грузинского правительства конкурировать с внешними религиозными организациями.
В Грузии нет учебных заведений по изучению ислама, потому все больше молодых мусульман получают религиозное образование в Турции и Саудовской Аравии
Тем самым эта молодежь становится в определенной степени проводником интересов религиозных и политических кругов иностранных государств, что не может не вызвать опасений у светских и духовных кругов Грузии.
Судя по материалам СМИ, в рядах ИГ числятся примерно 100 граждан Грузии. Мотивы, по которым молодые люди приняли решение отправиться в Сирию на «джихад», разные: бесперспективность самореализации и финансовая безысходность, а также попытка «отомстить России».
Как полагают специалисты, появление салафизма в азербайджанской общине Грузии связано с процессами, протекавшими в соседней стране в период между концом 80-х и началом 90-х годов. Тогда миссионеры, молодые азербайджанцы, учившиеся в Саудовской Аравии, Кувейте или Египте, и паломники, побывавшие на хадже в Мекке в конце 1980-х и начале 1990-х годов, принесли с собой в Азербайджан салафитский ислам.
На протяжении 1990-х годов в связи с ухудшением социально-экономических условий в Квемо Картли довольно много грузинских азербайджанцев переехали жить в Азербайджан. Некоторые из них попали под влияние салафизма, а после возвращения в Грузию перенесли его идеи на новую почву.
Салафизм в Грузии имеет ряд особенностей,
что отличает его от такового в Азербайджане или на Северном Кавказе:
— относительно небольшая численность приверженцев салафизма в Грузии;
— отсутствие политической составляющей идей салафизма;
— грузинские салафиты не выступают против существующих в Грузии порядков и лояльно настроены в отношений властей.
При рассмотрении вопроса степени влияния салафизма в Грузии невозможно не затронуть тему Панкисского ущелья, где салафизм особенно распространен. Именно выходцы из Панкиси составляют основной костяк боевиков-граждан Грузии, воюющих в Сирии против правительственных войск Башара Асада.
Салафитская угроза по-прежнему актуальна для Южного Кавказа. В связи с этим особо важной предстает роль правительства каждого из находящихся в своеобразной группе риска государств. Только учитывая местную специфику, социально-экономические, религиозно-идеологические и конечно политические вопросы, можно выстроить грамотную стратегию по противодействию радикальному исламизму.
На данный момент в Грузии это получается лучше, чем в Азербайджане, что, впрочем, во многом обусловлено малочисленностью и изолированностью ее мусульманских общин
Тем не менее грузинские примеры решения прежде всего социально-экономических и идеологических вопросов как основных причин оттока молодежи в ряды радикалов совместно с мерами правоохранительных органов могут стать позитивным опытом для соседей.
Ситуация на Ближнем Востоке уже давно характеризуется турбулентностью, но все же она редко когда была такой опасной, как сейчас. Ее трудно мысленно охватить и понять в целостности, даже если вы считаетесь исследователем этого региона. Перемены происходят ежедневно, порождая лавину новостей и множество спекуляций, мнений, версий, слухов, предположений и прочего.
Автор статьи предлагает правительству Грузии работать в нескольких направлениях:
— принять соответствующие меры и еще более усилить контроль на границах;
— вместе с религиозными организациями страны способствовать созданию атмосферы терпимости, в том числе путем расширения взаимодействия и сотрудничества в различных областях – экономических, профессиональных, образовательных, культурных, которые будут укреплять основы мира и противодействовать экстремизму;
— обратить должное внимание на создание исследовательских центров, которые будут заниматься изучением и анализом ситуации на Ближнем Востоке;
— обращать пристальное внимание на действия таких неправительственных организаций, которые в своей деятельности замечены в сотрудничестве с религиозными (исламскими) движениями и занимающиеся их лоббированием, несмотря на то что сами эти НПО не являются религиозными.
— развивать сельское хозяйство в регионе путем повышения качества информации о распределении сельскохозяйственных ресурсов и управления ими, развития сельскохозяйственной инфраструктуры и предпринимательства;
— содействовать представительству меньшинств, поощрять представительство этнических меньшинств в местных органах власти и других сферах общественной жизни;
— поддерживать изучение государственного языка. Продолжать поддерживать программы по обучению грузинскому языку в регионе, опираясь на уже достигнутые результаты и используя согласованный и последовательный подход для их приумножения. Поощрять этнические меньшинства к изучению грузинского языка, совмещая программы профессиональной подготовки с обучением языку;
— доступ к высшему образованию в течение многих лет являлся одной из основных проблем для представителей национальных меньшинств, проживающих в Квемо Картли, в том числе для азербайджанцев.
Для решения последней проблемы правительство Грузии начало осуществление реформ. В систему национальных экзаменов были внесены соответствующие изменения и по данным национального экзаменационного центра, в течение нескольких лет можно проследить положительную динамику. Так, если в 2010 году во вступительных экзаменах приняли участие 264 абитуриента из числа азербайджанского населения, 171 из которых поступили в вузы, то в 2013 году – из 895 абитуриентов сдали экзамены 603.
Наконец, автор предлагает упростить доступ к высшему образованию. Продолжать политику «четыре плюс один», предоставляя этническим меньшинствам возможность стать частью системы высшего образования Грузии и поддержать дополнительные курсы подготовки к единым государственным экзаменам.
Источник: пресс-клуб «Содружество»