Действия российских производителей сахара привели к тому, что в Беларуси пришлось законодательно поднимать цены на товар. Произошло это на фоне жалоб компаний из РФ на казахстанский демпинг. Для наших потребителей это является предупреждением о росте цены на сахар: пока власти стран встают на сторону бизнеса, а не населения.
В 2017 году в России был собран рекордный урожай свеклы, поэтому перед производителями встал вопрос о его экспорте. Прорабатывая различные варианты, они выяснили, что потенциал есть и на внутреннем рынке, и в странах ЕАЭС, но для этого надо изменить правила торговли, лишив льгот Казахстан и Беларусь.
В частности, Казахстан может импортировать сахар-сырец по нулевой таможенной пошлине, так как не имеет собственных производств. Объем поставок ограничен внутренним потреблением, а все, что поставляется сверх этого, оплачивается по ставкам Единого таможенного тарифа. По мнению российских производителей,
казахстанцы, вместо того чтобы насыщать внутренний рынок, начали экспортировать дешевый сахар в РФ, сбивая тем самым соседям цены
Российский минсельхоз вышел с инициативой о рассмотрении вопроса, имеют ли Казахстан и Беларусь право на беспошлинный импорт сырца, а заодно с «рекомендацией» для производителей этих стран закупать сырье (ту самую свеклу) в РФ. Инициатива, которую поддержали и Медведев, и Путин, должна не только убрать с российского рынка конкурентов, но и позволить производителям РФ стать главным поставщиком сырца в страны ЕАЭС.
Торговые битвы в ЕАЭС: сахар в Казахстане подорожает
Но в Беларуси и Казахстане с позицией РФ не согласны. Производители обеих стран говорят, что претензии России необоснованы, а стоимость сырца выше, потому пересмотр условий приведет к росту стоимости сахара на внутренних рынках.
«Летом 2017 года цена российского сахара за одну неделю выросла на 50 тенге, то есть на 30%. Одновременно с этим возникли серьезные проблемы с поставкой сахара, отсутствовал железнодорожный подвижной состав. И в этот период мы вынуждены были импортировать сахар из других стран, удерживая стабильные цены на кондитерские изделия. Таким образом, лето 2017 года отчетливо продемонстрировало неспособность российских предприятий и сахаропроизводителей обеспечить сахаром казахстанские предприятия. Мало того, показало существенные ценовые риски по сахару», — говорил осенью президент Ассоциации кондитеров Казахстана Алихан Талгатбек.
В итоге вопрос решали главы правительств стран ЕАЭС. В ходе Евразийского межправительственного совета премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, что страны ЕАЭС договорились проанализировать систему тарифных льгот на ввоз сахара.
Пока производство сахара в России растет, цены на него снижаются. В период с начала 2017 года по конец ноября стоимость в РФ упала на 16,1%, в Казахстане – на 14%, в Беларуси – на 8% (за год). Но что хорошо для населения, вызывает опасения у чиновников.
«Отрасль оказалась в довольно сложном положении. По состоянию на 1 августа
оптовые цены на сахар (в России) упали почти на 44%, до уровня 2014 года. Это нас не может не беспокоить…
Мы договорились провести совместный анализ применяемых тарифных льгот на ввоз сахара и по его результатам вместе принять решение, которое бы способствовало исправлению ситуации», — комментировал итоги межправительственного совета Медведев.
Россия хочет запретить Казахстану покупать сахар на стороне
Решение не принято, но ситуация уже приняла неожиданный оборот. Российские производители, жалующиеся на демпинг, начали продавать сахар в Беларуси по цене намного ниже, чем у отечественного производителя (1,39 белорусских рублей за килограмм против 1,59 за местную продукцию; хотя по некоторым данным, разница была еще больше). В результате спрос на продукцию из РФ вырос: сахар не только чаще берут в магазинах, но и поставляют по тендерам в госучреждения.
Пока население Беларуси радовалось низким ценам, чиновники страны встали на сторону бизнеса
Решением министерства антимонопольного регулирования и торговли минимальная цена на сахар должна составлять 1,5 рубля за килограмм.
В этой истории выделяются два момента. Первый: российские производители «дорогой» продукции оказались способны вывести свой товар с большим дисконтом на рынок страны, обладающей «несправедливыми» льготами на закуп сырья для его производства. Это автоматически лишает смысла пересмотра тарифных правил, так как обвинить белорусов в демпинге теперь нельзя. Второй момент: власти обеих стран встают на сторону бизнеса, лишая население возможности пользоваться дешевыми товарами. Вместо того чтобы позволить рынку установить равновесную цену, в ход идут протекционные меры, которые на розничных ценах практически всегда сказываются негативно.
Зависимость Казахстана от российского сырья в 2017 году значительно выросла
Если ранее главным поставщиком тростникового сахара в республику была Бразилия, то в январе-октябре 2017 года почти 28% поставок пришло из России. За 10 месяцев 2017 года из РФ импортировано в 3 раза больше продукции, чем за 4 предыдущих года. При этом по более высокой цене: в среднем 607,8 долларов за тонну, тогда как цена импорт из Бразилии обходится 442,3 доллара.
Это подчеркивает зависимость казахстанского сахарного рынка от России. А потому любой пересмотр нынешних правил торговли в пользу РФ ощутят покупатели. Лишение льгот на беспошлинный импорт приведет к общему росту цен на сырье и, как следствие, подорожанию готовой продукции. То же самое произойдет и условии приоритетных закупок в России.
Кроме того, руки российских производителей (как сырья, так и готового сахара) будут развязаны. А
это явно приведет к росту цен, но теперь уже не только в Беларуси, но также в Казахстане и России
И это вместо того, чтобы создать благоприятные условия для 200 миллионов потребителей из трех стран.