Нур-Султан
Сейчас
-5
Завтра
-14
USD
385
0.00
EUR
428
0.00
RUB
6.04
0.00

Послание президента Казахстана — это формула промышленной революции

1709

Подробнее рассказать о том, как Казахстан будет использовать возможности технологического уклада 4.0, чтобы в полной мере развить свой инновационный и промышленный потенциал, «Парламентской газете» рассказал депутат сената РК, секретарь комитета по международным отношениям, обороне и безопасности Дархан Калетаев.

— В чем отличие нынешнего послания Нурсултана Назарбаева от уже реализуемых в Казахстане государственных программ, где речь также идет об инновациях, технологическом подходе к развитию промышленности и инфраструктуры?

— Да, действительно президент Казахстана в послании нации отмечает, что многие из поставленных перед страной задач уже обозначены в  государственных программах, в частности «100 конкретных шагов», стратегия развития «Казахстан -2050» и ряде других. Нынешнее обращение к гражданам страны следует рассматривать как логическое продолжение этих программ.

В новом обращении Нурсултан Назарбаев много внимания уделяет тому, что цифровизация и развитие технологий могут ускорить модернизацию промышленности, финансового сектора, логистики, сельского хозяйства, образования, медицины.

То есть новое послание казахстанского лидера — это формула так называемой промышленной революции 4.0, которая систематизирует направления индустриально-инновационного развития страны.

Под эффективностью казахстанский лидер понимает разработку «умных» технологий, развитие альтернативных источников энергии, которые могут повысить энергоэффективность и энергосбережения предприятий.

Обращение главы Казахстана интересно также тем, что об инновациях и новых технологиях он говорит не отвлеченно, а в контексте промышленного развития.

Президент обращает внимание на внедрение информационно-технологических платформ для эффективного использования  природных ресурсов. Для нашей страны это прежде всего нефть. Под эффективностью казахстанский лидер понимает разработку «умных» технологий, развитие альтернативных источников энергии, которые могут повысить  энергоэффективность и энергосбережения предприятий. Он также говорит о том, что цифровые инновации важно активнее использовать в сельском хозяйстве, строительстве, банковской сфере и, наверное, самое главное — в развитии человеческого капитала.

Ключевой момент, на котором президент акцентирует внимание, заключается, на мой взгляд, в том, что все сферы современной жизнедеятельности должны уметь адаптироваться и быстро осваивать новые технологические знания.

— Экономика Казахстана, впрочем, как и экономика России, пока не преодолела зависимость от нефтяных доходов. Власти стран продолжают искать способы избавиться от нефтяной зависимости. Нашла ли Астана такой способ и чем он может быть полезен для других нефтезависимых стран?

— В экспорте нефти нет ничего плохого, если бюджет страны не попадает от нее в зависимость. Ведь никто не станет возражать против богатых природных ресурсов, которыми природа наделила страну. Экспортёром нефти остается, например, Норвегия. Эта страна не считает наличие нефти своим недостатком, так как смогла диверсифицировать свою экономику за счёт других производств.

Да, доходы от экспорта энергоресурсов остаются значимой составляющей бюджета Казахстана. При этом очевидно, что страна должна активнее развивать и другие промышленные сектора.

К переосмыслению сырьевой индустрии страны и поиску новых подходов к управлению природными ресурсами и призывает в своем послании Нурсултан Назарбаев.

И сделать это необходимо прежде всего за счет выпуска товаров с более высокой добавленной стоимостью. Растущим спросом на экспортных рынках пользуются не только производные от нашей нефти, но и пищевые товары, металлургическая продукция, стройматериалы, продукция машиностроения. Уверен, что этот опыт нашей страны может заинтересовать и другие зависимые от нефти страны, включая Россию.

— Россия и Казахстан сотрудничают и по линии Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Задача любого интеграционного объединения — создать условия для свободного развития товаров, капиталов и рабочей силы. Насколько продвинулся в этом ЕАЭС?

— Цель любой экономической интеграции, и ЕАЭС не исключение, заключается в том, чтобы объединить возможности каждой страны-участницы и таким образом повысить конкурентоспособность национальных экономик. Однако

сегодня, чтобы занять свою нишу на мировом рынке товаров и услуг недостаточно развивать производство и поддерживать малый и средний бизнес.

Не менее значимо — развивать транспортную и логистическую инфраструктуру между странами, чтобы товары стран ЕАЭС могли свободно перемещаться не только внутри национальных границ.

Астана изначально делала ставку на создание в стране разветвленной транспортной инфраструктуры.

Кроме того, наш президент всегда подчеркивал, что международный транзит через территорию республики — это уникальная возможность для привлечения в страну новых инвестиций, производств и технологических инноваций. В стране начала реализовываться стратегия «Нурлы жол» («Светлый путь»), очень близкая по целям и задачам к китайской инициативе «Один пояс — один путь». Учитывая взаимодополняемость этих проектов, можно говорить о том, что страны ЕАЭС станут ключевыми в трансконтинентальной логистике. Это, в свою очередь, ускорит структурные реформы, которые проводят страны экономического объединения.

— Внутри ЕАЭС звучат опасения, что транзитный статус стран схож с нефтяной зависимостью. Как вы относитесь к тезису, что у стран с развитой логистической инфраструктурой, которые получают деньги за транспортировку товаров через свою территорию, снижаются стимулы для развития других отраслей производства?

— Считаю этот тезис несостоятельным. Это сродни разговорам о том, что нефть — это проклятье страны, которая мешает ей стать промышленной и технологически развитой, что неверно и целиком зависит от того, как страны распоряжаются своим потенциалом.

Уверен, что

чем больше транспортных коридоров пройдет через Центральную Азию, тем больше откроется возможностей и альтернатив.

За счет конкуренции коридоров будут снижаться транспортные издержки. Бизнес стран ЕАЭС сможет выбирать выгодные для себя маршруты, цены, рынки. Если на пути следования поезда из Китая в Европу создать нечто свое и начать продавать — тем более дорога уже есть и не надо тратиться на ее строительство, — появятся возможности получать деньги не только за транзит, но и за произведённую продукцию.

— Казахстан в рамках своего председательства в Совете Безопасности ООН активно продвигает инициативы о безъядерном мире. Каковы шансы этих инициатив быть реализованными, учитывая неоднозначное отношение к ним ядерных держав?

— Моральное право Астаны выступать с безъядерными инициативами бесспорно. Напомню, что после распада СССР казахстанские власти добровольно отказались от ядерного оружия, которое оставалось на территории страны. Также был закрыт полигон для ядерных испытаний. В августе 2017 года в Казахстане открыли банк ядерного топлива, который дает заинтересованным в развитии атомной энергетики странам возможность получить низкообогащенный уран и отказаться от создания собственных ядерных технологий его обогащения. Тот факт, что

банк ядерного топлива был создан в Казахстане, говорит о доверии международного сообщества и МАГАТЭ к этой стране и ее руководству.

Готовность Казахстана взять на себя ответственность и выступить посредником в решении наиболее острых международных кризисов в то время, когда между другими странами усиливается кризис доверия, вот -, на мой взгляд, причина привлекательности астанинского переговорного формата.

С точки зрения национальных интересов Казахстана, считаю, что все эти инициативы, направленные на создание мира без ядерного оружия, в полной мере им соответствуют. При этом Астана, конечно, всегда понимала, что сложнее всего будет убедить ядерные державы отказаться от оружия массового уничтожения (ОМУ), которые всегда рассматривали его как фактор сдерживания. Однако обладателям ядерного оружия всегда стоит помнить о том, что именно на них лежит ответственность перед человечеством по предотвращению ядерной катастрофы, о чём в Совбезе ООН сказал президент Назарбаев. Несмотря на сложность продвижения безъядерных инициатив, Астана рассчитывает, что рано или поздно ядерные державы признают, что без ОМУ архитектура международной безопасности будет намного доверительнее и стабильнее.

— Казахстан давно зарекомендовал себя как эффективный посредник в урегулировании острых международных кризисов. Во время завершившегося недавно визита Нурсултана Назарбаева в США эту миротворческую роль Астаны отметил и Совет Безопасности ООН. Чем, на ваш взгляд, для мирового сообщества привлекателен астанинский формат переговоров?

— Готовность Казахстана взять на себя ответственность и выступить посредником в решении наиболее острых международных кризисов в то время, когда между другими странами усиливается кризис доверия, вот -, на мой взгляд, причина привлекательности астанинского переговорного формата. Нурсултан Назарбаев предложил участникам переговоров по ядерной программе Ирана свои посреднические усилия в момент, когда сделка, казалось, близка к заключению, но для этого надо было согласовать множество нюансов. Свежий пример — посредничество Казахстана в межсирийском урегулировании и готовность предоставить площадку для переговоров в момент, когда в политическое урегулирование никто не верил. В декабре в Астане прошел восьмой раунд стартовавших в начале 2017 года переговоров по межсирийскому урегулированию. Неоспоримый вклад Астанинского формата в том, что он во многом помог оставить позади горячую фазу войны в Сирии.

Казахстан всегда будет стремиться помогать находить решения тех или иных международных проблем, если в этом будет потребность.

Если мы можем помочь другим найти выход из сложной ситуации, то это напрямую отвечает нашим интересам. Вот и во время визита в США Нурсултан Назарбаев высказал обеспокоенность негативным характером развития российско-американских отношений и заявил о готовности выступить медиатором в их урегулировании. Для нас это очень важно. Наша задача — это развитие, а оно всегда встречается с трудностями, когда рядом слишком много конфликтных ситуаций.

© «365 Info», 2014–2019 [email protected], +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter