Активизация уятменов, пусть и небольшая, ставит один вопрос: почему в ответ молчат феминистки? Ведь моралисты каменного века прямо покушаются на права и свободы женщин, а в ответ — почти тишина. Папы не пустили?
В сети появляется все больше моралистов, желающих навязать обществу определенные стандарты поведения. Так, после скандала с раздеванием в клубе, который устроила блогер Айжан Байзакова, несколько молодых людей сняли видео с рекомендациями о том, как должна вести себя казахская девушка.
https://365info.kz/2018/01/uyatmen-s-kulakami-prosto-huligan-ili-seyatel-mezhnatsionalnoj-rozni/
Затем появился уятмен с кулаками, преследующий интернациональные парочки на улицах. Казалось бы, если сторонники архаичных моделей поведения женщины наступают, почему молчат казахстанские феминистки, еще год назад маршировавшие по улицам с плакатами «Мое тело — мое дело!»?
Очевидно, что уятмены пытаются ущемить права женщин: призывают к прямой дискриминации и ограничению прав. Прямой вызов феминисткам! Но не для казахстанских, как видно. Гранты не дали?
Впрочем, Вероника Фонова, участница движения «КазФем», объясняет молчание тем, что сейчас у них другие приоритеты.
— Пока наши акции касались насилия — домашнего и сексуального. Таковы приоритеты,
которые ставят для себя большинство участниц. Решения принимаются открыто и коллективно. Но если к нам придет женщина, желающая провести акцию против «уятменов», мы только поддержим, — говорит она.
По мнению политолога Марата Шибутова, феминистки активно не включаются в вопрос «уятменов», потому что
после предыдущего митинга с плакатами в марте 2017 года их вызывали в акимат, что «поубавило их пыл»
— Да и вообще, чтобы какое-то общественное движение существовало, во-первых, нужна организация и должна существовать в ней потребность. Наше же феминистическое движение не является каким-то официальным объединением. Во-вторых,
все то, что наши феминистки делают — это все калька российских СМИ, продвигающих феминистскую повестку
Соответственно все те цели, которые они сформировали, не учитывают наших реалий. Поэтому и большой поддержки они в нашем обществе не получили. А чтобы она была, надо работать в этом направлении — создать соответствующую ассоциацию или присоединиться к действующей. Это ежедневный рутинный труд, а не только пикеты, — подмечает Шибутов.
Между тем, по мнению социолога Тимура Айсаутова, сегодня бытовые конфликты, перерастающие в массовые и потому социально значимые, характерны для многих обществ, не только для казахстанского.
— Это возникает и по национальному признаку, и по расовому, и по половому, и в крупных городах, в той же Москве — «москвичи — не москвичи», и по признаку «бедные-богатые». Появление в России движения «Стоп-хам» — тоже следствие социального конфликта. Это может быть в любом обществе, там, где есть социальное расслоение. В нашем случае,
проблема «уятменов», на мой взгляд, заключает внутри себя конфликт отцов и детей
— людей, придерживающихся более консервативных взглядов, и тех, кто сравнительно более либерализован, — отмечает Айсаутов.
По словам социолога, молодые казахстанцы могут оказаться в любой из этих двух групп.
— Объектами критики «уятменов» являются, как правило, люди, которые в чем-то оторвались от корней. Но если рассмотреть ситуацию с парнями, которые сняли видеообращение на волне скандала с Байзаковой, в данном случае,
проявление несогласия они выразили вполне цивильно — и в Америке, и в Западной Европе люди именно таким образом это и выражают
И это лучше, чем если бы это проявлялось в агрессивной форме, как например, у скинхедов. А когда «уятмены» начинают вылавливать на улицах пары — это прямое вторжение в личную жизнь. Это однозначно неправильно.
Мне самому, как казаху, было неприятно. Каждая девушка сама вправе выбирать, с кем ей встречаться
https://365info.kz/2018/01/uyatmen-s-kulakami-diskreditiruet-ideyu-patriotizma-rasul-zhumaly/
Если он такой моралист, пусть лучше направит свою энергию во благо: спасает девушек, если до них кто-то реально домогается, помогает тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации. К слову,
даже в шариате нет права ограничивать женщину в выборе мужа по признаку национальности
Там есть ограничения только по вероисповеданию, и то в определенных случаях. И там есть исключения. Вообще, я не думаю, что стоит нагнетать вокруг этого мужчины негатив, иначе людей, его поддерживающих, станет еще больше. Будет обратный эффект, — считает социолог.
С ним солидарен и Шибутов, не считающий «уятмена», подстерегающего парочки, системным явлением. По его мнению, в один прекрасный день этот человек нарвется на тех, кто подаст заявление в полицию, и его посадят.
— Потому что его действия — это административное нарушение. Что касается поддержки, то даже те, кто одобряет его действия в сети, в реальной жизни сделать это вряд ли согласятся. Да и вообще, «уятмена» раскрутили СМИ, а так бы о нем никто так и не узнал.
Появление уятменов — это предсмертные судороги традиционного общества,
— заключает Марат Шибутов.