Сегодня может показаться, что количество белых, в принципе и черных, расистов в США растет. Почему в стране, которую недавно возглавлял человек, чьи родители родом из Нигерии, не вымерли идеи превосходства представителей одной расы над другой?
Создание государства США было официально закреплено в Декларации о независимости и Конституции. С самого момента подписания этих документов отцами-основателями в Америке были и есть люди, обсуждавшие один фундаментальный и парадоксальный вопрос: как гармонизировать ценности, объявленные в этих документах, с рабовладением? А ведь именно рабовладение стало главной причиной гражданской войны на самых ранних этапах становления США. Сама Декларация преследовала одну конкретную цель – оборвать связи американских колоний Британии с Британией. Но знаменитая на весь мир преамбула Декларации озвучила нечто гораздо большее –
«…все люди созданы равными с неотчуждаемыми правами на Жизнь, Свободу и поиск Счастья…».
Автором этой формулировки был рабовладелец Томас Джефферсон
Таким образом, 13 колоний Великобритании в Северной Америке стали США.
Потом появилась Конституция, объединившая эти 13 колоний. Появилась она только после того, как в жарких дебатах и спорах был достигнут компромисс по вопросу рабовладения. Тогда эта просвещенная публика решила, что рабовладение само по себе отомрет с течением времени, а пока мы примиримся с его присутствием в нашей жизни, только чтобы не разъединить нацию. Конституция закрепила рабовладение – дала рабовладельцам права на поиск и арест беглых рабов, которые привели к печально известным «судам Линча». Она же закрепила положение, по которому
раб считался равным «трем пятых частей свободного человека»,
чтобы пропорционально распределить места для депутатов парламента. Рабовладение, в свою очередь, было неразрывно связано с идеей расового превосходства белых людей. Рабовладельцами были не только Вашингтон и Джефферсон. Джеймс Мэдисон, Джеймс Монро и Эндрю Джексон тоже владели рабами.
Самым важным характеризующим моментом американского рабовладения является то, что оно было построено по расовому признаку. Этим Америка прошлого отличается от древних рабовладельческих государств, где критерием попадания в касту рабов был не цвет кожи, а проигрыш в сражении, автоматически делавший проигравшего рабом победителя. Таким образом у арийцев-римлян появился гладиатор-ариец Спартак. Рабство в Америке создало четкую и узнаваемую даже чисто внешне группу людей, которых хозяева жизни вывели за рамки человеческого закона. Но даже с отменой рабства из Америки не ушла идея превосходства белого человека, а права освобожденных рабов постоянно ограничивались и умалялись.
Ныне покойный профессор Йельского университета и всемирно признанный авторитет в области истории ранних США Эдмунд Морган (1916-2013) запомнился достаточно нетривиальным объяснением того, что для Америки в целом значило рабство и доминирование англо-саксов над их чернокожими рабами:
«…рабство, которое, казалось, должно было вызвать внутренние противоречия в обществе, которое формально называло себя оплотом свободы, было именно тем фактором, которое обеспечило обретение свободы белым населением Америки. Система, поместившая людей черного цвета кожи на самое дно общества, помогла сгладить противоречия между белыми. Без огромных масс рабов, располагавшихся гораздо ниже самых обездоленных люмпенов белого цвета кожи, единство белых никогда бы не выдержало испытаний временем и историей…»
А теперь давайте попробуем пофантазировать. Что было бы, если бы в Америку британцы вместо негров завозили ирландцев, которых они еще до открытия Америки загнали в условия крепостного права?
Широко известны зверства, учиненные британскими вооруженными силами против ирландцев,
а также целенаправленные мероприятия британской администрации, неоднократно выливавшиеся в голодоморы этого народа. Классикой британского островного юмора, кто не в курсе, являются многочисленные анекдоты про ирландцев, вся мораль которых одна: они глупы, ограничены, нечистоплотны и ниже нас, англичан.
Так вот, если бы их сперва поработили, а потом освободили, вряд ли бы ирландцы натолкнулись на такие же проблемы с интеграцией в общество, на которые наталкивались чернокожие рабы. Потому что ирландцы – это те самые обездоленные люмпены, но белого цвета кожи, о которых писал американский историк. Они свои, ниже них в Америке всегда были чернокожие. Потомки ирландских изгоев постепенно интегрировались в американскую систему и сегодня уже не страдают от комплексов по поводу социального положения своих предков.
В Америке до отмены рабства сложилась такая жизнь, что
критерием несвободы стали визуально распознаваемые физические характеристики
– цвет кожи и волос, а также строение лица. 13-я поправка к Конституции США (1865 г.) официально запретила рабство, как строй и форму ведения экономической деятельности, но не вытравила из массового сознания эту нехитрую систему распознавания «своих-чужих».
Повторимся, что рабство стало причиной Гражданской войны в США (1861-1865 гг.), когда, напомним аудитории, воевали северяне – сторонники отмены рабства и сторонники Конфедеративных Штатов Америки, т. е. будущего государства южан-рабовладельцев. Если поколение американских политиков, добившихся независимости от Британии, еще старалось придерживаться приличий в отношении вопроса рабства, конфедераты этот вопрос решили радикально. В своих учредительных документах они объявили рабство «краеугольным камнем» будущей Конфедерации, которая будет построена после победы в Гражданской войне. Вице-президент Конфедерации Александр Стивенс высказался предельно прямолинейно: «…они (отцы-основатели) построили умозаключения на постулате, что все расы равны. Это было ошибкой. Наше новое правительство основано на прямо противоположной идее – великая правда в том, что негр не равен белому человеку, и рабство, т. е. подчинение высшей расе, есть природное и нормальное состояние негра…». Конфедераты были побеждены, но не потому что северяне были пламенными борцами за права чернокожего населения Америки, а потому что
экономические модели и методы, реализуемые в условиях рабовладения, мешали прогрессу
Соответственно вопрос гуманитарной реабилитации и социальной интеграции чернокожего населения был задвинут. Но почему не ушло понятие «превосходства белой расы»?
Сегодняшняя жизнь в России, Казахстане и других бывших советских государствах закладывалась во времена, к которым представители поколений, рожденных во второй половине 20-го века относятся с каким-то смешанным чувством эдакого «благоговейного ужаса и трепета». Ведь понимают, что индустриализация и коллективизация во времена становления СССР со всеми последовавшими социальными благами в виде бесплатных образования, медицины и жилья, реализовывались на костях, крови и самоотдаче народов. Ведь мы уважаем память великого Темучжина, а наши русские соседи – своего Петра Первого, хотя
оба, прежде чем сделать свои народы лидерами мира, прогнали их через многочисленные войны и социальные эксперименты
Так сложилось исторически и это – объективная реальность. Равно как и то, что фундаменты современного могущества и богатства, как Европы, так и США, заложили белые люди. Да, за счет нещадного истребления коренных народов нескольких континентов и массового порабощения людей по признаку принадлежности к какой-то расе.
Сложно сказать, имеется ли у современных сторонников превосходства белой расы достаточно дерзости и предприимчивости, чтобы с нуля, т. е. без современной американской экономики и ее Корпуса морской пехоты покорить какой-то гипотетический континент, вырезать местное население и завезти туда рабов с другого континента. Комфортные условия самой богатой страны мира выхолостили их «жажду схватки», а убедительные победы их экономики и вооруженных сил лишили того последнего клочка земли, который они могли бы покорить. Растущее этническое разнообразие Америки и прогрессирующая расовая терпимость не подорвали их благосостояния, но основательно трансформируют ту страну, которую заложили их предки. В такие времена людям свойственно искать истоки своей силы. Сегодня в России после распада «великого русского мира» и последовавшей глобальной экспансии США уверенно набирает мощь такое неформальное социальное явление, как борьба за реабилитацию имени Иосифа Сталина – человека, под лидерством которого советский народ стал лидером всей планеты. Идея превосходства одной расы над другой не умрет никогда. Равно как и память о Чингисхане, Петре Первом, Иосифе Сталине и других лидерах, при которых кровь и слезы текли реками, но народы, управляемые этими людьми, вышли на качественно новые уровни жизни.