Земля в Казахстане используется неэффективно. Большая часть ее простаивает. Изменить ситуацию сможет лишь политическая воля.
В своем обращении Нурсултан Назарбаев заявил, что нужно поощрять фермеров, использующих землю с наилучшей отдачей. Такая мера неслучайна — ведь сегодня, по мнению экономиста Рахима Ошакбаева,
большая часть земельных угодий в Казахстане используется не по назначению
Обширная площадь пашни позволяет нашей стране находиться в числе крупнейших производителей некоторых зерновых и масличных культур. Пастбищные угодья дают Казахстану потенциальную возможность развивать животноводство на мировом уровне. Однако, к примеру,
в 2016 году Казахстан стал всего лишь тринадцатой страной в мире по объему производства баранины
И даже внесенные поправки в закон о земле в начале 2017 года не возымели действия. Разработчики планировали изымать земли сельхозназначения, если они простаивают, но по факту, до сих пор ничего не поменялось. И этому, по мнению Ошакбаева, способствует ряд причин.
Провокация на ровном месте: землю у народа изымать не будут
В Казахстане отчуждением земель в случае их использования не по назначению занимается земельная комиссия. Создается таковая местными исполнительными органами. Но, как отмечает Ошакбаев, землепользователи предоставляют комиссии недостоверные данные об использовании земли. А осуществить полноценный мониторинг не представляется возможным.
— Сегодня на весь Казахстан насчитывается всего около 300 земельных инспекторов. Они, в принципе, и справились бы, если применять технологии космического мониторинга. Пока что ими минсельхоз пользуется только для того, чтобы оценить урожайность, проанализировать посевные и так далее. А для рационального землепользования космические снимки юридической значимости не имеют. Поэтому
земля у нас сейчас простаивает, зарастает бурьяном, но формально находится в землепользовании,
— рассказывает Ошакбаев, не исключая присутствие и коррупционной составляющей.
Политолог Марат Шибутов считает, что использование космических снимков для отчуждения земель может затронуть интересы крупных землепользователей.
— В этом случае
придется «обидеть» очень многих влиятельных людей. В минсельхозе боятся это все начинать,
потому что предполагают в этом случае волну критики в свой адрес.
У крупных землевладельцев есть мощные лоббисты, так что связываться с ними опасаются
Политической воли не хватает. Возможно, после последнего послания президента что-то поменяется, — говорит Шибутов.
И добавляет: чтобы отследить, используется ли земля по целевому назначению, нужно определить для этого конкретные критерии — на сегодня это в законах не прописано.
— То есть, условно говоря,
имея десять гектаров земли и вспахав один, можно считать, что земля используется по назначению
Жестких критериев нет, поэтому изымать землю за неиспользованием очень сложно, — утверждает политолог.
Чтобы стимулировать фермеров использовать землю с наибольшей отдачей, нужно выдавать больше субсидий. Или внедрить невозвратные гранты тем людям, которые обладают соответствующими навыками в сельском хозяйстве и уже показали положительные результаты. Но это требует разработки соответствующих документов, что непросто.
Способствуют неэффективному использованию земли в Казахстане, по мнению Рахима Ошакбаева, и низкие цены на ее аренду.
Государственные земли на 600 млн тенге незаконно проданы в Акмолинской области
— Быть землевладельцем у нас очень дешево. Фермеры платят за один гектар всего 7 тенге в год в виде единого земельного налога! Это данные МНЭ РК за 2015 год. Для сравнения, по данным статистики, себестоимость производства зерновых у сельхозпредприятий в том же году была 26 718 тенге в расчёте на гектар. Поэтому люди, имеющие в своем распоряжении тысячу гектаров такой земли, готовы заплатить ежегодный взнос в 7000 тенге. Ну и земельному инспектору дать 50 тысяч, чтобы он их не трогал. Так что
Казахстан имеет самую льготную систему налогообложения земли для сельхозформирований
Средняя стоимость аренды земли сельхозназначения, а в нашем случае и налогообложения, является одной из самых низких в мире, если не самой низкой, — говорит Ошакбаев.
Сложившаяся ситуация с низкой арендной ценой, по мнению Марата Шибутова, отрицательно сказывается даже на тех фермерах, у которых земля не простаивает.
— Если бы земля в аренде была дорогая, крестьяне выращивали бы не пшеницу, а сою или чечевицу
Продавать земли иностранцам можно и нужно — экономист
И рынок зерна был бы более дифференцированным. Пшеницу выращивать проще, и стоит она дешевле. Но крестьяне знают, что все окупится, поэтому и не напрягаются. С другой стороны, если поднять цену на аренду сельхозплощадей, может не найтись желающих их обрабатывать. Не так много людей сегодня хотят быть фермерами. Такая вот неоднозначная ситуация. И решать все это должны в минсельхозе, — заключает политолог.