Новый год в СССР был если не самым-самым любимым праздником, то одним из самых любимых. И мы предлагаем вам окунуться в атмосферу прошлого и вспомнить, «как всё это было»…
«ИСКЮЧИТЕЛЬНЫЙ» факт
Новый год в СССР был очень шумным и массовым праздником. Все ходили толпами друг к другу в гости, поздравляли, шутили и веселились. Во всяком случае, так было в 60-х и 70-х годах. Роль ритуальной новогодней комедии, которую показывали вечером 31 декабря перед выступлением генсека, выполняли фантастический фильм «Эта веселая планета» или музыкальная комедия «Соломенная шляпка», которую в конце 70-х вытеснила «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Кстати, миллионы людей в СССР смотрели «Иронию судьбы», но никто ни разу не обратил внимания на опечатку в начальных титрах. В самом начале кинофильма идет короткий текст: «Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только ИСКЮЧИТЕЛЬНО в новогоднюю ночь…» Как уж ошибку просмотрели многочисленные редакторы, а также миллионы зрителей – неведомо. Но факт, как говорится, налицо.
Звуки музыки
После «Иронии» наступала небольшая пауза, взрослые бросались к столу и начинали наливать себе в рюмки и бокалы шампанское – провожали старый год. Затем на экране телевизора появлялся генсек и говорил что-нибудь приличествующее случаю. С началом боя курантов все орали «ура», чокались, а потом начиналось веселье: одни танцевали, другие смотрели «Голубой огонек», в котором был задействован весь цвет советской эстрады.
Шел он примерно до трех часов ночи. Особо ценились в 70-е годы такие монстры сатиры, как Хазанов с его вечным студентом «кулинарного техникума», Авдотья Никитична и Вероника Маврикиевна и, конечно, Аркадий Райкин.
Из певцов любили Софию Ротару, Аллу Пугачеву, Льва Лещенко, Муслима Магомаева и Сергея Захарова. Последнего в 1975 году посадили за драку, и его заменил Ренат Ибрагимов.
После «Голубого огонька» с традиционных литавр начинались «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Там выступали ABBA и Smokie. Их тоже смотрели, но не все, а только те, кто еще был в состоянии.
Под присмотром профсоюза
Новый год в СССР встречали и на предприятиях. В обеденные перерывы в цехах вырезали снежинки, наклеивали их на стекла и репетировали новогоднюю программу. Руководители профсоюза договаривались с администрацией о месте проведения праздничного вечера, а ответственные за новогодний стол закупали продукты. Художники начинали рисовать новогоднюю стенгазету и параллельно с ней плакаты для украшения зала. Приподнятая атмосфера создавала праздничное настроение.
Коллеги заранее договаривались, кто с кем сидит, и были готовы вступить в борьбу за лишнюю бутылку шампанского на самодеятельном конкурсе между столами.
На заводском вечере обычно выступали артисты доморощенного ВИА, самодеятельные певцы, Дед Мороз и Снегурочка. Последних выбирали также из своего коллектива.
31 декабря Дед Мороз и Снегурочка обычно ходили по всем подразделениям, поздравляли коллег, вручали активистам подарки от профсоюза. Дело это было нелегкое. Немудрено, что к концу такого променада язык у Деда Мороза начинал заплетаться. Но его никто не ругал. До андроповских алкогольных строгостей было еще далеко…
Детский праздник
И все же, без всякого сомнения, Новый год в СССР был праздником детей. У многих живших в то время самые яркие впечатления детства связаны именно с Новым годом. Для детей Новый год начинался 31 декабря. С этим в СССР было строго. 31 декабря — первый день каникул для школьников, а для взрослых – обычный рабочий день.
Детские новогодние елки были в СССР такими же традиционными, как салат оливье и мандарины.
В детском саду Новый год – это обязательные показательные выступления перед родителями в костюмах мишек, зайчиков, снежинок и космонавтов.
Для школьников готовились театрализованные представления. Проводились они с середины декабря до середины января в городских ДК. Уровень зависел от того, каких артистов удавалось найти организаторам. Но самым главным удовольствием от посещения елки были подарки – кондитерские наборы, упакованные в нарядные картонные коробочки.
Лучшей и главной елкой считалась та, что проводилась в Кремлевском дворце съездов. Билеты на нее в свободную продажу практически не поступали, а распределялись по предприятиям, доставаясь руководителям и передовикам производства. Уровень спектакля на этой елке был самым высоким, а подарки – самыми богатыми.
Под особым контролем
Встречали в СССР Новый год и в армии. Хотя, в Советской армии всякие там праздники были головной болью командиров. В это время бдительность военных усиливалась, а в Новый год она усиливалась как никогда. Назначалась куча ответственных и самых ответственных, которые контролировали любые движения в подразделениях. Ведь только ослабь бдительность, как солдаты достанут какую-нибудь огненную жидкость и немедленно ее употребят. Не без этого, даже при усиленном контроле…
Поэтому в канун праздника офицеры заставляли солдат тщательно готовиться к Новому году, а именно расчищать территорию от снега, драить полы, отмывать туалеты.
Часть служащих (около четверти) встречала Новый год в наряде (дежурные по части, по парку, по КПП, столовой, дневальные по роте и другие). Посидеть в столовке за новогодним столом удавалось немногим… Так что Новый год в армии сильно отличался от праздника «на гражданке». Зато армейский Дед Мороз мог не только разъезжать на танке, но и выруливать на взлетку на самолете.
Вечером командование части организовывало для солдат ужин с конфетами, сгущенкой и речью командиров на десерт. Затем следовали просмотр обращения генсека и пение гимна стоя.
Но как бы там ни было, служба не была помехой солдатскому празднику. В канун Нового года в посылках родственники из Грузии присылали солдатам мандарины, наколотые чачей, вино под видом компота и водку в банках из-под березового сока. И что вы думаете, эти посылки частенько доходили!..
Дополняли Новогодье приятные изменения в распорядке дня. Так, 31 декабря отбой случался в час ночи вместо 22.00, а подъем 1 января проходил в 8 утра вместо 6.30.
За неделю – на стакан
Были свои новогодние особенности и у подводников. В советское время по уставу в ежедневный паек матроса входило 50 граммов красного сухого вина. За несколько дней до праздника положенная норма не выдавалась, а в новогоднюю ночь матросам наливали по полному стакану вина.
Экипаж даже мог послушать бой курантов, правда, записанный заранее. Включали его за минуту до наступления Нового года по московскому времени. Кстати, поздравление с праздником от генсека у подводников было персональное – его присылали на подлодки телеграммой.
Не обходилось и без курьезов. На субмаринах существует «режим тишины». Он включается, когда есть подозрение, что лодку пеленгуют вражеские акустики. В это время нельзя переходить из одного отсека в другой, разговаривать и вообще издавать любые звуки. Бывало, что в Новый год такой режим нарушался. После прочтения новогоднего поздравления экипаж кричал «ура». Акустики на натовских кораблях точно знали, что в СССР наступил Новый год.